03.03.2022

Погрузка контейнеров представляет опасность

Клуб взаимного страхования Swedish Club опубликовал очередной сценарий безопасности, в котором речь идет о случае, в котором стивидор получил травму от удара твистлоком. Морякам и операторам предлагается поразмышлять о том, что могло бы предотвратить этот инцидент, и какие недочеты к нему привели.

Контейнеровоз неделю стоял на якоре в ожидании постановки к причалу. Когда место, наконец, освободилось, судно встало к нему правым бортом. Погрузка началась сразу после того, как теплоход прошел таможенную очистку.

Было раннее утро, небо было ясным, а ветра почти не было. Старший помощник просматривал план размещения контейнеров на борту, когда к нему пришел супервайзер и вручил план погрузки. Последовало краткое обсуждение. Супервайзер сказал, что грузчики постараются работать как можно быстрее, так как постановки к причалу ждет много других судов. Для погрузки предполагалось использовать три козловых крана. Старпом передал супервайзеру план крепления контейнеров.

Хотя старпом был не на вахте, он старался быть доступным в течение всей погрузки. Второй и третий помощники капитана несли вахту (6 через 6) во время стоянки в порту, чтобы помогать стивидорам, следить за ними и всем происходящим, а также убедиться, что контейнеры закреплены и размещены в соответствии с планом погрузки. Три матроса первого класса (АВ) тоже помогали грузить контейнеры, еще один – нес вахту на трапе.

Часть грузчиков работала на берегу: крепили автоматические твистлоки (поворотные замки) к углам контейнеров, а потом козловой кран поднимал их на судно и ставил на нужные места. Еще несколько человек находились на борту: фиксировали контейнеры найтовами и следили, чтобы ручные твистлоки были заперты. Работа шла полным ходом, грузчики ходили по всей палубе. Офицеры и матросы в это время пытались следить за происходящим и помогать при необходимости, в том числе – заменять неисправное оборудование.

Следующим вечером второй помощник, находясь на палубе, наблюдал за погрузкой контейнеров в грузовой трюм № 3. Он видел стивидоров, стоявших на контейнере в трюме: с его места казалось, что они находятся прямо под опускающимся контейнером. Внезапно моряк услышал крик и увидел, что один из них машет рукой и кричит по радио, чтобы остановили погрузку, а другой лежит.

Опускаемый контейнер был почти на месте, но оператор остановил кран. Второй помощник спустился в трюм и увидел, что один из стивидоров находится без сознания с окровавленной головой, а рядом с ним – его разбитая каска и твистлок. Моряк связался по рации со старпомом, сообщил о случившемся и необходимости срочной медицинской помощи.

Раненый лишь на мгновение потерял сознание. Находившийся рядом коллега вызвал аварийно-спасательную бригаду порта, которая уже через 10 минут прибыла на место происшествия и оказала пострадавшему первую помощь до приезда скорой. Вскоре приехали медики и доставили его в больницу. У стивидора было диагностировано сотрясение мозга и порез на голове, серьезных травм, к счастью, он не получил.

Осталось неизвестным, почему автоматический твистлок открылся сам по себе.

В клубе взаимного страхования отмечают: этот инцидент служит еще одним напоминанием о том, что ни в коем случае нельзя стоять близко к поднимаемым или опускаемым грузам. Все могло быть еще хуже, если бы, например, упал контейнер.

В Swedish Club операторам предлагают задуматься о причинах инцидента. Полезно это будет и морякам. При этом рекомендуется поразмышлять о том, насколько логичными были действия всех причастных к происшествию, и задать себе следующие вопросы:

– Каковы непосредственные причины этого несчастного случая?

– Возможен ли подобный инцидент на нашем судне?

– Как можно было его предотвратить?

– Предусмотрена ли у нас оценка рисков для такого типа работ?

– Что нужно предпринять моряку, если он видит, что кто-то работает без соблюдения правил техники безопасности?

– Все ли члены экипажа имеют соответствующую подготовку для того, чтобы грамотно действовать в подобной ситуации?

– Есть ли курсы или тренинги, которые могли бы пройти моряки, чтобы не допустить подобные происшествия?

В Российском профессиональном союзе моряков подчеркивают: пытаться разобраться в причинах инцидентов очень важно, поскольку понимание того, какие ошибки допустили коллеги позволит моряку повести себя иначе в подобной ситуации.

По материалам Safety4Sea, фотография – Википедия

↑ 

Наверх