РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Выпускница ГМУ им. адм. Ф. Ф. Ушакова Мария Диденко из семьи врачей, но с детства вдохновлялась только морской романтикой. В 2009 году, когда она окончила школу, как раз открыли очный набор девушек на специальность «Судовождение». К поступлению приглашали всех, кто окончил школу с золотой медалью. Мария решила попробовать. Так она выбрала для себя единственно верный путь и ни разу не пожалела об этом. Почти семь лет Мария Диденко работает в Службе капитана морского порта Новороссийск. В числе прочего в ее ведении – инспектирование судов.
– Преемственность в семьях врачей – достаточно частое явление. Почему все-таки судовождение, а не медицина?
– В детстве я посещала разные секции, пробовала себя и в науке, и искусстве, и в спорте. Родители поощряли меня и никогда ни на чем не настаивали. В школе я участвовала в городских и краевых конференциях и олимпиадах, в том числе по биологии и медицине, результат мне нравился, но большого удовольствия от процесса я не получала. Вдохновляло меня именно море, о нем рассказывал крестный, который работал в должности судового повара на флоте. Одна из моих любимых книг, прочитанных в детстве, роман «Два капитана» Вениамина Каверина. Еще очень нравился фильм «Берегите женщин», где, к слову, весь экипаж буксира состоял из девушек!
– Какой запомнилась учеба?
– Я всегда вспоминаю эти годы с особой любовью и теплотой. Да, было непросто, но преподаватели и командиры всегда нас поддерживали, направляли. Мы учились не только морскому делу, но и культуре общения в коллективе, коммуникабельности. Мы узнали, что такое персональная ответственность и дисциплина.
– Какие впечатления оставила первая морская практика?
– Очень понравилась практика на «Капитане Василенко» и «Оттилии» – они работали в каботаже на Черном море. Я научилась корректировать карты и пособия, определять поправки компасов, рассчитывать остойчивость судна, помогала в обслуживании оборудования навигационного мостика. Было очень насыщенное время, я встретила много хороших людей и компетентных специалистов, которые многому меня научили.
– Мужчины-моряки не удивляются, что проверяет суда девушка?
– Конечно, удивляются, ведь все ожидают увидеть мужчину-инспектора. А дальше многое зависит оттого, как себя поставишь, как умеешь чувствовать настроение и атмосферу коллектива. Капитаны открываются, начинают рассказывать о своем опыте общения с женщинами-инспекторами в Турции, Италии, Канаде.
– Женщины могут построить карьеру на флоте?
– Конечно, чаще всего они работают в должности судового повара. Гораздо меньше их среди офицеров. Один раз я встретила датчанку-капитана контейнеровоза компании Maersk. А второй помощник капитана турецкого сухогруза стала моей хорошей подругой в жизни. Каждая из них очень любит свое дело и успешно разделяет работу и личную жизнь.
– Это возможно – строить карьеру на коммерческом флоте и быть счастливой женой и матерью?
– Мне кажется, семейные отношения все-таки сохранить нелегко. Но возможно. Просто нужно осознать и принять, что разлуки с близкими неизбежны. Но пока не попробуешь – не узнаешь, твое это или нет. Поэтому молодых девушек следует поддерживать и мотивировать, чтобы избежать разочарований в выбранном пути.
– Сейчас на флоте больше возможностей для женщин или нет?
– У нас в стране около 5% рабочих мест на флоте заняты женщинами. Конечно, морские профессии традиционно считаются «мужскими», однако очевидна тенденция все большей вовлеченности женщин. Это связано еще и с тем, что на мировом морском рынке труда остро ощущается нехватка офицеров. В целом же количество женщин, работающих в море, за последние годы увеличилось на 45%. Советская эпоха подарила нам таких легендарных личностей, как Анна Ивановна Щетинина – она знаменита на весь мир, потому что стала первым капитаном. Или как Людмила Анатольевна Тибряева – единственный в мире полярный капитан-женщина. А в наше время есть экипаж, который полностью состоит из женщин – это команда нефтяного танкера Swarna Krishna. В любой профессии нужно всегда повышать уровень и качество своих знаний, обладать большим терпением и уметь владеть собой в стрессовых ситуациях, независимо оттого, мужчина ты или женщина. Потому что на каждом моряке лежит огромная ответственность за жизнь и здоровье людей, сохранность судна и груза, защиту окружающей среды.
«Морская газета» ЮТО РПСМ
Наверх