РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
И уверенно идет к цели, даже если эта цель – овладеть мужской профессией. Некоторым сложно представить женщин в роли капитана морского судна или механика, спасателя, штурмана. Но они в этих профессиях есть – их много. Женщины, работающие в компании «Совкомфлот», – наглядное тому подтверждение. Они каждый день достойно и уверенно делают свою работу.
Работать добросовестно – в море нельзя иначе
Для третьего помощника капитана танкера «Сахалин Айленд» Анастасии Швецовой путь в морскую профессию не был детской мечтой. Она всегда имела активную жизненную позицию.
– «Молчит опаловая даль моря… и я молчу, глядя в даль моря». Эти строки Максима Горького часто всплывают в голове, когда вглядываешься в бескрайнее морское пространство, ставшее не только твоей работой, но и доброй половиной жизни», – рассказывает Анастасия.
После окончания школы она даже не представляла, кем хочет стать. Но одно знала точно – офисная работа не для нее, тихонько сидеть в кабинете не сможет. Душа требовала свободы и творчества – так появилось увлечение спортивным туризмом и желание стать спасателем. Однако поступить в академию ГПС МЧС России у девушки не получилось, и Анастасия стала искать альтернативу. В справочнике вузов увидела МГУ им. адм. Г. И. Невельского. Решила, что если не взяли в спасатели – станет капитаном. Отправила документы и поступила.
Дальше были годы упорной учебы. Морской университет Анастасия вспоминает с благодарностью. Для нее МГУ стал настоящей школой жизни, где появились друзья – девочки, которых было мало, но от этого взаимная привязанность стала только сильнее. О парнях-однокурсниках Анастасия вспоминает с теплотой: «Они всегда поддерживали и старались помочь, понимая, что мне быть курсантом труднее, чем им». Однокашники и сейчас встречаются на суше, а сколько радости, когда в каком-нибудь порту по рации раздаются знакомые голоса и приветствия – не передать.
С первого судна Анастасия списывалась со слезами – за практику сроднилась с экипажем, хотелось остаться и работать. Затем был первый поход под парусами на учебно-парусном судне «Надежда» и преддипломная практика в СКФ, где девушка продолжила трудиться после университета.
– Кому-то везет несколько лет ходить в одном экипаже, у меня так не получилось. Работала в разных командах, на разных судах. Поначалу было сложно: не знаешь судно, чего ожидать от коллег и как к тебе отнесутся. Первое время привыкаешь ко всему новому – изучаешь, – продолжает Анастасия.
Сейчас девушка трудится третьим помощником на танкере «Сахалин Айлэнд». Круг ежедневных обязанностей широкий, включая проверки противопожарного и спасательного оборудования, подготовку документов на приход и отход судна, подсчет зарплатных ведомостей, а также контроль судовых документов. Анастасия старается выполнять свою работу добросовестно – в море нельзя иначе.
– Здесь все в одной связке, безопасность и успех команды в равной степени зависят от каждого – штурмана, механика, повара или матроса. Если не выполнишь свои обязанности, значит, они лягут на плечи других, – объясняет она.
О том, как сильна в морском коллективе взаимовыручка, подчеркивает отдельно: «Все стараются помогать друг другу, подсказывать, особенно новичкам».
Особых проблем на работе Анастасия никогда не испытывала. Приходилось сталкиваться с предвзятым отношением, но это были единичные случаи. В такие моменты на помощь приходили коллеги, которые не давали падать духом, а заодно делились бесценным профессиональным опытом.
– Придя на флот, я поняла, что профессия штурмана охватывает несколько специальностей. На судне ты и спасатель, который подскажет, как действовать в случае ЧС, и врач, который окажет первую медицинскую помощь, и инженер, который должен знать и контролировать работу всех механизмов. Поэтому нисколько не пожалела, что не стала спасателем. Как штурман я приобрела намного больше навыков, – признается Анастасия.
Она считает, что для достижения успехов в морской профессии нельзя останавливаться на достигнутом и постоянно повышать свой профессиональный уровень. Черпать знания и перенимать опыт у старших товарищей. И главное – никогда не отчаиваться и идти только вперед.
Бабушка плохого не посоветует
Путь в морскую профессию для третьего помощника капитана танкера «Юрий Сенкевич» Татьяны Боденчук начался достаточно неожиданно и спонтанно, хотя море привлекало всегда.
– Шел сентябрь 2014 года, я только перешла в 11 класс. У моих родителей возник серьезный вопрос о моем будущем – у меня же идей не было. Мама уже грозилась сделать выбрать университет за меня, но тут на помощь пришла бабушка. Ее муж был моряком, поэтому в доме имелись морские инструменты и картины на морскую тематику. Слушая ее истории о муже, я как-то в шутку спросила, может, и мне пойти учиться на радиста. Тогда она абсолютно непринужденно, поливая при этом цветы, сказала: «А чего на радиста, иди сразу на судоводителя».
Татьяна вскоре позвонила в МГУ им. адм. Г. И. Невельского. Узнав, что девочек набирают на судоводителей, уверенно сказала в телефон – «ждите меня».
С этого момента для Татьяны началась история преодоления себя – путь в морскую профессию. Признается, что до решения связать судьбу с морем, она была очень неуверенным и закомплексованным подростком. Но все изменилось, когда в душе затеплилась мечта.
– Я начала преодолевать страхи и работать над собой во всех аспектах жизни, – вспоминает она. – И первые трудности не заставили себя долго ждать. Оказалось, что для поступления нужно сдавать физику, а я с этим предметом, мягко говоря, не дружила.
Татьяна не жалела сил и времени на изучение дисциплины и в итоге поступила в университет. Курсантская система образования не давала расслабляться: приходилось проявлять смекалку, чтобы везде успеть. Усилия девушки были вознаграждены: «Это стоило того, чтобы оказаться в открытом море! Сходив на первую практику, я убедилась, что нахожусь именно там, где должна быть. Это все мое! Это именно то, чего я хочу! – с восторгом рассказывает она.
Единственное, что с сожалением отмечает Татьяна – в некоторых компаниях курсанткам до сих пор приходится сталкиваться с трудностями: «Во многих круингах тебе без зазрения совести говорят, что не берут девушек и попросту кидают трубку». После такого холодного приема сложно не упасть духом, а ведь надо набрать необходимый плавательный ценз.
Сейчас трудности позади. Татьяне посчастливилось оказаться в СКФ, где при приеме на работу не делают гендерных различий и даже поощряют поступление женщин в офицерские должности на суда. Сейчас Татьяна Боденчук – экстра-третий помощник на челночном танкере «Юрий Сенкевич». Раз в две недели в российском порту Де-Кастри судно загружает более 90 тысяч тонн сырой нефти и перевозит ее в иностранные порты Республики Кореи, Японии и Китая. Регион отличается своей спецификой, с которой Татьяна уже хорошо знакома: «Наш регион плавания – Японское море и Татарский пролив. Японское море не самое приветливое: зимой здесь частые циклоны, а летом – туманы. Татарский пролив спокойнее, но с декабря по апрель он весь покрывается льдом, прохождение которого требует определенного опыта и большой концентрации внимания».
В обязанности вахтенного помощника Татьяны Боденчук входят две четырехчасовые вахты в день. Главная задача – обеспечить безопасную навигацию судна в море и безопасное прохождение грузовых операций в порту. Помимо вахт, в ее обязанности входит подготовка документов для захода в порт или выхода из него. Также она отвечает за сбор и хранение документов экипажа, помогает капитану судна и старпому с бумагами, которых, как она с удивлением узнала, на пароходе не мало.
Жизненное кредо Татьяны – постоянное движение вперед и бескомпромиссная работа над собой: «Можно быть хорошим человеком, но для достижения успеха этого мало. Это не поможет стать грамотным и уважаемым капитаном. Нужно каждый день делать над собой усилие и доказывать, что ты этого достоин»
Быть уверенной в своем выборе
Третий помощник капитана танкера «Московский проспект» Эльвина Шайнурова с благодарностью вспоминает старших коллег по экипажу за готовность делиться опытом с молодежью.
– Многие девушки выбирают морскую профессию, следуя по стопам своих отцов. У меня все было иначе. В семье никто не работал в море. Но меня очень привлекали военные и флотские профессии, где на работе важна дисциплина и соблюдение устава, где требуется носить форму, – рассказывает она.
После 11 класса перед Эльвиной стоял выбор между военной академией и морским образованием – девушка решила посвятить себя мирной работе и выбрала торговый флот. Первая серьезная практика на судне «СКФ Балтика» показала, что теоретических знаний не достаточно, а практических еще не накопилось.
– Это был настоящий вызов, и мне хочется выразить огромную благодарность капитану Владимиру Сергеевичу Ломанову и всем офицерам, которые дали мне огромную базу практических знаний. Благодаря им я поняла: когда есть вовлеченность в работу, нет ничего невозможного, – говорит она.
Окончив ГУМРФ им. адм. С. О. Макарова и получив диплом вахтенного помощника капитана морского судна, Эльвина была назначена четвертым помощником капитана на танкер-химовоз «РН Архангельск». Начался новый этап в жизни – впервые в настоящей должности, где по-настоящему пришлось преодолевать трудности и брать на себя ответственность. С благодарностью вспоминает капитана судна Владимира Анатольевича Кондратьева, который объяснил ей азы ледовой навигации.
Свой последний на текущий момент контракт Эльвина выполнила в должности третьего помощника капитана на танкере «Московский проспект» под началом капитана Алексея Станиславовича Козлова. Судно осуществляет перевозку сырой нефти из портов России в Европу. Работой Эльвина довольна и считает, что морская профессия хотя и требует огромной ответственности, доставляет настоящее удовольствие, потому что в «Совкомфлоте» действительно работают профессионалы, готовые передавать знания молодым офицерам. Не зря говорят, что от экипажа судна многое зависит – в первую очередь это касается рабочей атмосферы на судне.
– Безусловно, работа в море – очень необычный выбор для девушки, – считает Эльвина.
Кроме того, для нее работа на торговом флоте – это социальный лифт в жизни. Рецепт успеха от Эльвины заключается в неподдельном интересе к профессии, дисциплине и мотивации к продвижению по карьерной лестнице.
Готовность к решению новых задач
Решение поступать в ГУМРФ им. С. О. Макарова четвертый помощник капитана ПРГУ «Маршал Василевский» Надежда Дмитриева приняла в 10 классе. После школы она сдала вступительные экзамены и поступила на судоводительский факультет.
Девушка размышляла стратегически: «Еще во время учебы я поняла, что самое сложное – впереди, и необходимо приложить все усилия в освоение предметов для будущей профессии». К четвертому курсу девушка успешно прошла отбор в группу целевой подготовки будущих офицеров СКФ. Впоследствии ее направили на кадетскую практику, а на данный момент она уже работает в офицерской должности на ПРГУ «Маршал Василевский».
– Судно новое и современное, единственное в России, способное перевозить и регазифицировать природный газ. За последний год мы работали в разных регионах мира – от Европы до Азии. В прошлом году «Маршал Василевский» самостоятельно прошел Северным морским путем, – рассказывает о работе Надежда.
Появление на борту девушки-штурмана вызвало настороженность у некоторых членов экипажа, но последующие месяцы совместной работы показали, что Надежда – не «младшая сестренка» и обладает не меньшей стрессоустойчивостью, трудолюбием и исполнительностью, чем другие моряки.
Она признается, что без должной мотивации и любви к морской профессии в море не удержаться – трудности всегда присутствуют, но их воспринимаешь легче, когда есть тяга к работе и знаниям: «Мои родители на своем примере показали мне, что профессию надо выбирать, руководствуясь в первую очередь тем, что тебе интересно», – говорит она.
Надежда подчеркивает, что на борту судна совсем другой уклад жизни: когда работаешь несколько месяцев вдали от дома и нет возможности каждый день возвращаться к близким, искренний глубокий интерес к работе особенно важен.
– Морская индустрия бурно развивается, суда модернизируются. Сейчас судоходные компании хотят видеть члена экипажа, готового к решению новых задач. Для этого крайне важна дисциплина, вовлеченность в профессию и уверенность в своих действиях, – считает четвертый помощник капитана ПРГУ «Маршал Василевский».
Ни одна из вахт не похожа на предыдущую
Путь экстра-третьего помощника капитана газовоза «СКФ Баренц» Ксении Дмитриевой в морскую профессию, как и у многих начался с поступления в ГУМРФ им. С. О. Макарова.
– Большой трудностью было набрать необходимый плавценз, чтобы по итогам выпуска получить рабочий диплом, а в дальнейшем иметь возможность работать в компании, в которую стремилась попасть, – делится она.
Ксения на четвертом курсе прошла собеседование и получила возможность поступить в целевую группу СКФ, благодаря которой набрала опыт и получила работу на судах компании. Сейчас в составе экипажа ультрасовременного газовоза «СКФ Баренц» Ксения ходит по всему миру, каждый раз открывая для себя новый порт. На борту ей работается легко благодаря дружному экипажу: «Старшие по службе всегда помогут и подскажут».
– Мне очень нравится моя работа: особенный восторг испытываю от ходовых вахт, ведь ни одна из них не похожа на предыдущую, – делится Ксения.
Без права на ошибку
Уже несколько лет в составе флагманского газовоза группы СКФ «Кристоф де Маржери» работает Евгения Корнева (на фото). В 2021 году девушка получила повышение до второго помощника капитана. На данный момент это – самая высокая должность, которую женщины когда-либо достигали в экипажах судов «Совкомфлота». Но Евгения не планирует останавливаться на этом.
– Тяга к приключениям, новым местам и впечатлениям определила мою профессию еще в школе. Потом была Макаровка, где интерес к морской навигации стал еще больше. Конечно, теория и практика несколько отличаются друг от друга. Ведь в университете это все было на бумаге и виртуальных тренажерах, а здесь – настоящее судно, и нет права на ошибку. И неизвестно, как экипаж отнесется к появлению на судне девушки-штурмана, – говорит она.
Евгении с коллегами повезло – рациональный подход, внимание к своим обязанностям и качеству их выполнения, понимание, доверие, дружелюбие и взаимовыручка стали своего рода визитной карточкой экипажа «Кристофа де Маржери», о которой не раз писали в прессе.
– Коллеги помогли мне освоиться в должности и морском быту, а когда чувствуешь поддержку экипажа, работать становится проще и комфортнее, – говорит Евгения.
Она уверена: девушки-офицеры стали уже совершенно обычным, нормальным явлением на современном торговом флоте и доказали – мечтать о морской профессии могут все без исключения.
В Российском профсоюзе моряков добавляют: в настоящее время в морской отрасли все еще очень мало женщин – в основном эксперты сходятся всего на 2-2,5% от числа всех членов экипажей. Именно поэтому очень важно, чтобы они заявляли о себе. «Преодоление гендерного разрыва имеет важное значение для обеспечения сильного будущего судоходной отрасли», – считают в РПСМ.
«Вестник СКФ»
Наверх