17.03.2022

Единственная женщина-инспектор танкерного флота

Времена, когда женщинам приходилось отвоевывать место под солнцем, остались в далеком в прошлом. Сейчас они трудятся в самых разных профессиях – программистами, машинистами электропоездов, водителями грузовиков, механиками. Но есть сферы, где женщин все еще мало. Торговый флот – одна из них. Светлана Ефремова из Нижнего Новгорода – главный специалист отдела качества и веттинг-контроля в «Волжском пароходстве», единственная женщина в России, работающая в этой профессии. Она рассказала о работе на танкерном флоте, любви к своему делу и непростых, но судьбоносных решениях в жизни.

Заявление на имя министра транспорта РФ

Отправляясь в очередную командировку, Светлана кладет в дорожную сумку детские книги. Перелет в Ростов-на-Дону, Анапу,  Санкт-Петербург или другой город, затем дорога в порт на судно, которое уходит в очередной рейс. За следующие несколько дней предстоит многое сделать – провести полную инспекцию по безопасности на судне, опросить и проинструктировать экипаж. Вечером, придя в каюту, Светлана звонит сыну, который остался с отцом. Боре пять лет, он любит фантазировать, увлекается техникой и, конечно, ему интересно, как там мама –  в море. Светлана по видео-связи показывает ему судно, а потом читает захваченную из дома книгу. Наверное, в эти минуты им кажется, что расстояние, которые их разделяет, не так велико. 

В детстве Светлана жила на Автозаводе, ходила в школу, занималась фигурным катанием. Мама – преподаватель музыки предлагала ей идти учиться на культуролога. Но Светлана мечтала о чем-то необычном, понимая, что спокойная работа в офисе не подходит. Думала поступать в военный вуз, но потом выбрала Волжский государственный университет водного транспорта. Родители не стали препятствовать выбору.

– Когда подавала документы на судоводительский факультет, меня попросили написать заявление на имя министра транспорта страны, видимо, потому что девушки туда редко поступают, – вспоминает Светлана. – Практику проходила матросом. Очень гордилась тем, что в Черном море на палубе ржавчину отбиваю, а не нахожусь в тепличных условиях. Когда швартовали судно, было тяжело физически, поэтому меня ставили с другим практикантом. 

На курсе Светлана была единственной девушкой, получившей диплом инженера-судоводителя. Но на курс младше учились уже две студентки.

После окончания вуза она хотела пойти работать в МЧС, но вакантных мест не оказалось. Поэтому устроилась по специальности на флот – вахтенным помощником капитана. Светлана ходила на танкерах по Черному, Мраморному, Азовскому морях, реками России, штурманом стояла на вахте, управляла судном.

– Однажды мы шли на авторулевом управлении в Керченском проливе – на мостике стояла одна, – рассказывает Светлана. – И вдруг гирокомпас, от которого работает авторулевой, вышел из меридиана, судно стало разворачиваться. Мы могли сесть на мель. Буквально несколько секунд не понимала, что происходит, – все датчики среагировали. Пришлось быстро принимать решение: переключилась на ручное управление. Прибежал капитан – из своей каюты он увидел, что происходит.

Не всегда члены команды с пониманием относились к тому, что помощник капитана – девушка. Один раз матрос отказался вместе с ней стоять вахту, сказал, что не хочет подчиняться девчонке. Тогда ему пришлось поменяться местами со своим коллегой.

Когда Светлана вышла замуж, с флота пришлось уйти – муж оказался против долгих рейсов. Но вскоре она устроилась в службу эксплуатации в судоходную компанию «ВФ Танкер», которая четыре года назад вошла в состав «Волжского пароходства».

«Безопасность  – моя ценность»

Светлану Ефремову пригласили работать в отдел веттинга, который ведет контроль за техническим состоянием судов и уровнем профессионализма экипажей. Здесь требовались знания танкеров и английского языка, которым Светлана владеет свободно. Для компании ее приход на должность стал экспериментом: до нее женщины никогда не проводили инспекции на судах. Светлана справилась. Сейчас она –  единственная в России женщина- специалист по веттинг-контролю на танкерном флоте. Работа эта непростая и очень ответственная: от того, как проведена инспекция, зависит безопасность судна, команды, окружающей среды и фрахтование.

– Танкеры перевозят нефть и нефтепродукты, технические масла и химию, – объясняет Светлана. – К сожалению, происшествия на судах могут привести к взрывам, пожарам, экологическим катастрофам. Чтобы избежать инцидентов, создан Международный морской форум нефтяных компаний (OCIMF). Мы проводим проверки по опроснику, разработанному этим объединением: прежде чем танкер будет зафрахтован компанией для перевозки грузов, он должен соответствовать всем международным требованиям. Инспекция включает обследование технического состояния, документации, знаний экипажа.

Когда Светлана приезжает на танкер ей нужно проверить системы навигации и связи, вместе с членами команды провести различные технические тесты, проверить судовые журналы, поговорить с людьми, спросить, как они будут поступать в тех или иных ситуациях, дать рекомендации.

– Я зануда в том, что касается системы управления безопасностью и настаиваю, чтобы все в точности соблюдалось, – говорит она. – Но всегда приезжаю на суда с позитивным настроем и с большим уважением отношусь к экипажу. Понимаю, что им непросто, они по четыре месяца живут на судне, должны не только обеспечивать его непрерывную работу, но и заполнять множество бумаг, соблюдать определенные требования, например, не курить в неположенных местах, выходить на палубу только в каске. Моя задача – помочь команде. Возможно, тут и полезны так называемые женские качества –  умение понять чувства и переживания другого человека, поставить себя на его место.

Светлана признается, что поначалу ей приходилось преодолевать себя – было сложно подойти к капитану и указать ему на недочеты. Теперь же она понимает: раз ей поручена эта работа, значит, она несет ответственность. Светлана – неравнодушная и инициативная, она непросто плывет по течению, а старается предлагать в работе что-то, что может сделать ее лучше. Кстати, по итогам 2021 года Светлана Ефремова получила премию «Признание» своей компании в номинации «Безопасность  – моя ценность».

Путь во льдах

Невооруженным взглядом видно, что Светлана увлечена своим делом: может подолгу рассказывать о судах, работе, путешествиях. Даже в отпуск она старается поехать туда, где есть порт и можно гулять по набережным, смотреть на суда, которые стоят на рейде. Море не отпускает. В свободное время  читает научно-популярную литературу, ходит на концерты классической музыки, на выставки, в театр. Вдумчиво относится к тому, что происходит в жизни.

– Мне нравятся командировки на суда, – говорит она. – Это особый мир. Интересно само устройство судно и то, что видишь вокруг. Невозможно забыть свежесть речного ветра, пейзажи, которые проплывают по берегам. Одна из последних поездок в феврале была на Балтийское море. Танкер шел из Санкт-Петербурга в эстонский порт. На обратном маршруте в Финском заливе судно встало во льдах. Путь освобождали ледоколы. Первый раз была здесь: видела морского котика на льдине – удивительные впечатления!

Светлана показывает фотографии. На одном снимке она в рубке с экипажем, на другом – в бушлате и каске на палубе, а вокруг вздымаются холодные морские волны. В работе на флоте, безусловно, требуется смелость. Светлана считает, что нет мужских и женских профессий, все зависит от самого человека, его личных предпочтений и характера. С этим сложно не согласиться. Как сказал японский писатель Харуки Мураками: «Профессия изначально должна быть актом любви. И никак не браком по расчету. И пока не поздно, не забывайте о том, что дело всей жизни – это не дело, а жизнь».

Источник Pravda-nn.ru


↑ 

Наверх