24.03.2022

Безопасность всегда должна стоять на первом месте

В своем последнем бюллетене по безопасности Клуб взаимного страхования Swedish Club  описывает обстоятельства, ставшие причиной травмирования моряка во время выполнения грузовых операций на борту сухогруза в одном из африканских портов.

Инцидент произошел, когда судно находилось в ожидании разгрузки арматуры. Старший помощник капитана составил план и поручил боцману подготовить грузовые люки и судовой кран к операции по поднятию закрытий – ее должны были выполнить другие члены экипажа. План состоял в том, чтобы начать с самого дальнего грузового трюма из четырех. В каждом из них было по два закрытия. Матросы АВ, на которых были рабочие ботинки, светоотражающие куртки и каски, подсоединили подъемное устройство к первому закрытию люка. Подъемный механизм включал в себя тросы со скобами – они крепились к закрытиям люка. Поскольку возникли трудности с подвешиванием тросов на крюк крана, один из матросов присоединил тканый строп к тросам. Когда крышку подняли, она качнулась и застряла в комингсе люка грузового трюма № 3. Тогда матросы попытались вытолкнуть ее, после чего тканый строп лопнул, а крышка люка упала на комингс люка трюма № 4.

Один из тросов слегка провис и ударил матроса по руке, а другой трос ударил второго моряка по голове. К счастью, крышка люка не задела ни одного из них. Травмированных матросов пришлось доставить в больницу. К счастью, их травмы оказались несерьезными – они смогут работать в море.

Важно отметить, что подъемное устройство включало стальные тросы с веревочными  ножками и скобой на конце – все оборудование было одобрено классом и имело действующие сертификаты. Однако в ходе проверки комиссия по расследованию несчастных случаев установила, что тканый строп находился в неудовлетворительном состоянии – в масляных пятнах и из него торчали нитки. Безопасная нагрузка тканого стропа составляла 10 тонн с коэффициентом безопасности 6:1. Это означает, что строп мог порваться, если при прямолинейном натяжении на него воздействовал груз весом более 60 тонн, но этот расчет актуален для строп в удовлетворительном техническом состоянии. Сертификатов на тканый строп на судне не оказалось. Крышка люка весила меньше, чем допустимая нагрузка на строп.

Кроме того, как оказалось, на судне не предусмотрели оценку рисков подъемных операций, а процедура крепления подъемного устройства четко не регламентировалась. Экипаж не определил опасные участки рядом с люком и краном. 

В Российском профсоюзе моряков отмечают, что для членов экипажа судна безопасность всегда должна стоять на первом месте. К ней ни в коем случае нельзя относиться как к само собой разумеющемуся. Регулярные инструктажи и летучки по технике безопасности нужны для того, чтобы освежать знания в области эксплуатационных процедур. «Соблюдение правил поможет избежать несчастных случаев», – напоминают в РПСМ. 

Источник safety4sea.com; перевод ЦИА РПСМ; фото D. Marmolejo с сайта МФТ 


↑ 

Наверх