РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Таков основной вывод из случая, приведенного в последнем
выпуске бюллетеня по безопасности Good
Catch американского клуба взаимного страхования American Club. На борту вследствие
выполнения газосварочных работ вспыхнул пожар, хотя перед этим моряки прошли
инструктаж и внимательно ознакомились с допуском к огневым работам. Однако он
был недостаточно конкретным.
Все началось во время стоянки сухогрузного судна в порту. Члены
экипажа при помощи кислородно-ацетиленовой горелки срезали различные морские
крепления, кронштейны и места крепления груза с твиндечных понтонов в грузовом
трюме. Это было необходимо, чтобы убрать
груз и подготовить трюм и понтоны к приемке следующей партии.
Перед началом работ состоялся инструктаж по технике
безопасности. Члены экипажа, которых привлекли к заданию, получили и
внимательно ознакомились с допуском к огневым работам. Он предусматривал
использование противопожарных покрывал и организацию пожарной вахты. Вокруг
места, где проводились газосварочные работы, устанавливали противопожарные
покрывала, которые перемещались при изменении локации.
Пожарная вахта была укомплектована водяным шлангом и
переносным огнетушителем. Когда моряки в очередной раз перемещали покрывала, пожарные наблюдатели заметили, что
из груза, расположенного на палубном перекрытии над цистерной непосредственно
под твиндечными понтонами, вырывается пламя и идет дым. Вахтенный офицер
объявил общую тревогу. Члены экипажа немедленно покинули грузовой трюм. Моряки
смогли потушить пожар, однако большая часть груза получила повреждения.
Последовавшее за этим расследование установило, что искры и
расплавленный шлак от сварки попали в щели между твиндечными понтонами и на пластиковое
защитное покрытие груза, воспламенив его. Кроме того, в нескольких местах расплавленный
шлак прожег противопожарное покрывало и попал наружу. Часть груза пострадала от
огня, часть – от дыма. То, что везлось в других трюмах, было не тронуто.
Принялись за проверку утвержденного допуска к огневым
работам. Выяснилось, что в нем содержится только общее требование об
использовании противопожарных покрывал, при этом не указывается минимально
рекомендуемое расстояние от места сварочных работ и ничего не сказано о дополнительной
защите груза, который находится рядом и может оказаться в зоне досягаемости
искр, летящих от сварки. Что еще более важно, в допуске ничего не говорилось
о связанном с огневыми работами
специфическом факторе риска в отношении груза, расположенного на палубном
перекрытии над цистернами под твиндечными понтонами.
Результатом происшествия стал ущерб грузу, который превысил 350 000
долларов США, как непосредственно от огня, так и от дыма и воды,
использовавшейся для тушения пожара. Ущерб судну составил больше 100 000
долларов США и включал повреждение переборки грузового трюма, трапов, системы
освещения и лакокрасочного покрытия грузового трюма.
Морякам, выполнявшим работы, повезло, потому что пожар
заметили вовремя и они смогли быстро покинуть грузовой трюм. Огонь
распространился очень быстро, задымление было сильным и могло привести к
отравлению угарным газом. Можно сказать, что ущерб от пожара мог оказаться
гораздо серьезнее, если бы не своевременная реакция и слаженные
профессиональные действия экипажа.
American Club предлагает сделать из этого случая несколько
важных выводов. В первую очередь, допуски к огневым работам должны быть очень
подробными и учитывать специфические риски, связанные с конкретными работами,
местом их выполнения, временем и прочими опасностями.
Также отмечается, что пожарная вахта во время огневых работ
имеет важнейшее значение для предотвращения возгораний. Для эффективности важно
внимательно следить за прилегающими к месту сварочных работ областями.
Экраны и противопожарные покрывала необходимо размещать таким
образом, чтобы искры и расплавленный шлак, образующиеся при проведении огневых
работ, не попали на рядом находящиеся предметы и поверхности.
И, конечно, в допусках к огневым работам нужно указывать
конкретные риски для всех расположенных поблизости грузов или любых других
легковоспламеняющихся материалов, включая необходимость в дополнительных
защитных покровах.
В Российском профессиональном союзе моряков отмечают, что
даже небольшое возгорание на борту
представляет серьезную опасность. Поэтому необходимо просчитать все риски перед
тем, как приступить к газосварочным работам. Отлично, когда команда достаточно
профессиональна, чтобы быстро приступить к ликвидации возгорания, однако
предотвращение всегда лучше ликвидации последствий.
Информация Safety4Sea
Наверх