РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Таковы итоги 2021 года согласно данным недавно
опубликованного отчета компании Dryad Global, специализирующейся в сфере
морской безопасности. В нем эксперты подробно разобрали ситуацию с морскими
преступлениями в разных регионах мира.
Индийский океан
С конца 2012 года случаи пиратства в северной части
Индийского океана постепенно уступили место сложным геополитическим нарративам.
Сегодня традиционные риски для морской безопасности в регионе, некогда бывшем
одной из горячих точек пиратства, незначительны. Однако в 2021 году коммерческим
операторам, как и в предыдущие годы, пришлось бороться с рисками работы в
среде, которая в широком смысле определяется государственными или
поддерживаемыми государством угрозами торговому судоходству. Есть серьезные
вопросы в отношении его будущей безопасности. Одной из самых специфических
особенностей ситуации в этом году было очевидное чувство бессилия операторов
перед лицом асимметричных и поддерживаемых государством угроз.
Нижняя часть Красного моря и Аденский залив
В 2021 году в Аденском заливе и Баб-эль-Мандебском проливе
было зарегистрировано шесть инцидентов. Все они классифицированы как
подозрительная активность вблизи судов. Надо сказать, что это значительное
уменьшение в сравнении с 2020 годом, когда стало известно о 13 происшествиях,
среди которых было три нападения на суда. Примечательно, что в сообщениях об
инцидентах в Баб-эль-Мандебском проливе и Аденском заливе в 2021 году постоянно
говорилось о лестницах, замеченных на приближавшихся судах, поэтому очевидно,
что в этих водах пиратские намерения сохраняются. Тем не менее по-прежнему
почти отсутствуют сообщения об инцидентах, которые можно было бы расценить как
пиратские. Стоит все же отметить, что воды Красного моря остаются районом, где
в отдельных местах по-прежнему существуют серьезные угрозы.
В целом в нижней части Красного моря и Аденского залива
угрозы, исходящие от и поддерживаемые государством, все чаще определяют повестку
дня в области безопасности. Среди такого
рода рисков наиболее постоянный – деятельность поддерживаемых Ираном
повстанцев-хуситов. У них есть четкий набор способов нападений и предпочтений в
выборе целей, которых они придерживаются как для доминирования в предполагаемой
зоне их непосредственного стратегического влияния, так и для противодействия
силам саудовской коалиции.
При этом 2021 год был относительно спокойным в плане
нападений хуситов на торговые суда. Весьма вероятно, что прежние тенденции
статистики происшествий сохранятся во всем регионе и в 2022 году.
Западная Африка
Снижение уровня пиратства в Западной Африке в 2021 году
привело к падению общего числа морских преступлений на 56% по сравнению с 2020
годом. Количество фактических нападений, их попыток, обстрелов судов
уменьшилось более чем на 85%. Число случаев проникновения преступников на борт сократилось
на 54%. Захватов судов и похищений экипажей стало на 60% меньше.
Существуют, однако, разные версии, объясняющие резкий спад
пиратской активности в регионе. Так, в
Нигерии он стал результатом реализации проекта Комплексной инфраструктуры
национальной безопасности и защиты водных путей стоимостью 195 млн долларов,
который также известен как Deep Blue Project (DBP). В целом, хотя в течение
2021 года количество случаев пиратства в прибрежных районах Западной Африки
сократилось, остаются неизменными ключевые моменты, которые стимулируют
пиратство с берега и угрожают судам и экипажам, работающим в регионе. Тенденция
к снижению в будущем будет зависеть от долгосрочных политических инвестиций и
постоянного внимания к морской сфере, что не
гарантировано в такой непростой стране, как Нигерия.
Юго-Восточная Азия
Всего в Юго-Восточной Азии в 2021 году зарегистрировали 77
инцидентов, в то время как в 2020 году их было 65. В имеющихся данных
наблюдаются явные расхождения на субрегиональном уровне. Снижение количества случаев
отметили в Индонезии, Малайзии, на Филиппинах, во Вьетнаме и в морях Сулу и
Сулавеси. В то же время значительно увеличилось число инцидентов в Малаккском и
Сингапурском проливах (SOMS), которые остаются очагом морской преступности в
Юго-Восточной Азии. Все инциденты в регионе классифицировались как нападения, их
попытки и проникновения на борт. О случаях пиратства или похищениях людей не
сообщалось.
Всего в SOMS было зарегистрировано
49 инцидентов: 46 в Сингапурском и три в Малаккском проливе. Тем временем в
2020 году их было только 34: 26 и 8 соответственно. Количество происшествий в двух
проливах составляет более половины всех случаев
в Юго-Восточной Азии. Стоит отметить, что 43 инцидента произошли на восточной полосе
схемы разделения движения судов (TSS), всего три – на западной полосе, еще три –
в районе повышенной осторожности плавания. Увеличилось количество инцидентов у
индонезийских островов Бинтан и Батам, где было зарегистрировано 38 инцидентов.
Ливия
В 2021 году после возобновления поставок нефти на экспорт
торговое судоходство вернулось в Ливию в возросшем объеме. После прекращения
военных действий в октябре 2020 года местные нефтяные месторождения и терминалы
стали постепенно возобновлять работу. Однако форс-мажорные обстоятельства,
причиной которых часто становятся трудовые споры о заработной плате,
политические разногласия и спрос на рабочие места, продолжают приводить к
внезапным и неожиданным перебоям в поставках.
Хотя прекращение огня в Ливии продолжает соблюдаться, в
течение 2021 года ситуация с безопасностью на суше характеризовалась
нестабильностью и политическим, законодательным, экономическим и социальным
разделением на всех уровнях общества. Морская сфера тем не менее по-прежнему
остается относительно благоприятной для коммерческих операций.
В Российском профсоюзе моряков призывают членов экипажей
сохранять осторожность в этих регионах вне зависимости от уровня числа происшествий
на данный момент. Точно предсказать, что будет уже в следующем месяце,
практически невозможно, поэтому бдительность остается главным оружием моряков в
небезопасных водах.
Информация и фотографии – Dryad Global
Наверх