05.04.2022

151 преступление на море и 46 пиратских инцидентов

Таковы итоги 2021 года согласно данным недавно опубликованного отчета компании Dryad Global, специализирующейся в сфере морской безопасности. В нем эксперты подробно разобрали ситуацию с морскими преступлениями в разных регионах мира.

Индийский океан

С конца 2012 года случаи пиратства в северной части Индийского океана постепенно уступили место сложным геополитическим нарративам. Сегодня традиционные риски для морской безопасности в регионе, некогда бывшем одной из горячих точек пиратства, незначительны. Однако в 2021 году коммерческим операторам, как и в предыдущие годы, пришлось бороться с рисками работы в среде, которая в широком смысле определяется государственными или поддерживаемыми государством угрозами торговому судоходству. Есть серьезные вопросы в отношении его будущей безопасности. Одной из самых специфических особенностей ситуации в этом году было очевидное чувство бессилия операторов перед лицом асимметричных и поддерживаемых государством угроз.

Нижняя часть Красного моря и Аденский залив

В 2021 году в Аденском заливе и Баб-эль-Мандебском проливе было зарегистрировано шесть инцидентов. Все они классифицированы как подозрительная активность вблизи судов. Надо сказать, что это значительное уменьшение в сравнении с 2020 годом, когда стало известно о 13 происшествиях, среди которых было три нападения на суда. Примечательно, что в сообщениях об инцидентах в Баб-эль-Мандебском проливе и Аденском заливе в 2021 году постоянно говорилось о лестницах, замеченных на приближавшихся судах, поэтому очевидно, что в этих водах пиратские намерения сохраняются. Тем не менее по-прежнему почти отсутствуют сообщения об инцидентах, которые можно было бы расценить как пиратские. Стоит все же отметить, что воды Красного моря остаются районом, где в отдельных местах по-прежнему существуют серьезные угрозы.

В целом в нижней части Красного моря и Аденского залива угрозы, исходящие от и поддерживаемые государством, все чаще определяют повестку дня в области безопасности.  Среди такого рода рисков наиболее постоянный – деятельность поддерживаемых Ираном повстанцев-хуситов. У них есть четкий набор способов нападений и предпочтений в выборе целей, которых они придерживаются как для доминирования в предполагаемой зоне их непосредственного стратегического влияния, так и для противодействия силам саудовской коалиции.

При этом 2021 год был относительно спокойным в плане нападений хуситов на торговые суда. Весьма вероятно, что прежние тенденции статистики происшествий сохранятся во всем регионе и в 2022 году.

Западная Африка

Снижение уровня пиратства в Западной Африке в 2021 году привело к падению общего числа морских преступлений на 56% по сравнению с 2020 годом. Количество фактических нападений, их попыток, обстрелов судов уменьшилось более чем на 85%. Число случаев проникновения преступников на борт сократилось на 54%. Захватов судов и похищений экипажей стало на 60% меньше.

Существуют, однако, разные версии, объясняющие резкий спад пиратской активности в регионе.  Так, в Нигерии он стал результатом реализации проекта Комплексной инфраструктуры национальной безопасности и защиты водных путей стоимостью 195 млн долларов, который также известен как Deep Blue Project (DBP). В целом, хотя в течение 2021 года количество случаев пиратства в прибрежных районах Западной Африки сократилось, остаются неизменными ключевые моменты, которые стимулируют пиратство с берега и угрожают судам и экипажам, работающим в регионе. Тенденция к снижению в будущем будет зависеть от долгосрочных политических инвестиций и постоянного внимания к морской сфере, что не  гарантировано в такой непростой стране, как Нигерия.

Юго-Восточная Азия

Всего в Юго-Восточной Азии в 2021 году зарегистрировали 77 инцидентов, в то время как в 2020 году их было 65. В имеющихся данных наблюдаются явные расхождения на субрегиональном уровне. Снижение количества случаев отметили в Индонезии, Малайзии, на Филиппинах, во Вьетнаме и в морях Сулу и Сулавеси. В то же время значительно увеличилось число инцидентов в Малаккском и Сингапурском проливах (SOMS), которые остаются очагом морской преступности в Юго-Восточной Азии. Все инциденты в регионе классифицировались как нападения, их попытки и проникновения на борт. О случаях пиратства или похищениях людей не сообщалось.

Всего в SOMS  было зарегистрировано 49 инцидентов: 46 в Сингапурском и три в Малаккском проливе. Тем временем в 2020 году их было только 34: 26 и 8 соответственно. Количество происшествий в двух проливах составляет более половины всех случаев  в Юго-Восточной Азии. Стоит отметить, что  43 инцидента произошли на восточной полосе схемы разделения движения судов (TSS), всего три – на западной полосе, еще три – в районе повышенной осторожности плавания. Увеличилось количество инцидентов у индонезийских островов Бинтан и Батам, где было зарегистрировано 38 инцидентов.

Ливия

В 2021 году после возобновления поставок нефти на экспорт торговое судоходство вернулось в Ливию в возросшем объеме. После прекращения военных действий в октябре 2020 года местные нефтяные месторождения и терминалы стали постепенно возобновлять работу. Однако форс-мажорные обстоятельства, причиной которых часто становятся трудовые споры о заработной плате, политические разногласия и спрос на рабочие места, продолжают приводить к внезапным и неожиданным перебоям в поставках.

Хотя прекращение огня в Ливии продолжает соблюдаться, в течение 2021 года ситуация с безопасностью на суше характеризовалась нестабильностью и политическим, законодательным, экономическим и социальным разделением на всех уровнях общества. Морская сфера тем не менее по-прежнему остается относительно благоприятной для коммерческих операций.

В Российском профсоюзе моряков призывают членов экипажей сохранять осторожность в этих регионах вне зависимости от уровня числа происшествий на данный момент. Точно предсказать, что будет уже в следующем месяце, практически невозможно, поэтому бдительность остается главным оружием моряков в небезопасных водах.

Информация и фотографии – Dryad Global

↑ 

Наверх