РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
В конце прошлого месяца состоялось очередное заседание Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК). В его в работе приняли участие представители Российского профсоюза моряков.
Создание реестра сведений об исполнительных документах, отмена требования о наличии у капитана судна внутреннего плавания свидетельства об аттестации, объединение Пенсионного фонда и Фонда социального страхования – вот основные темы, прозвучавшие на РТК. Как добавила эксперт по правовым вопросам РПСМ Светлана Колганова, социальные партнеры также обсудили документы, касающиеся особенностей регулирования трудовых отношений в 2022 году и дополнительных мер, направленных на снижение напряженности на рынке труда, рассмотрели проекты нормативных правовых актов по реализации механизма «регуляторной гильотины» применительно к социально-трудовой сфере.
Реестр сведений об исполнительных документах
Так, проектами ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ», «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях», «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс РФ» предлагается создать реестр сведений об исполнительных документах, информация из которого заменит использование исполнительных листов.
Например, первым законопроектом предусматриваются основные изменения в отдельные нормативные акты, в частности, в Закон «Об исполнительном производстве», в котором предлагается определить порядок ведения реестра и получение выписки из него. Формирование и ведение реестра будет осуществляться в государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах в порядке, установленном Правительством РФ. Данный порядок должен будет определить перечень и объем информации, размещаемой в реестре. За сторонами исполнительного производства и их представителями закрепляется право получить выписку из реестра как в форме электронного документа, так и в виде её копии на бумажном носителе. Также законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» вносит изменения в процессуальные законодательные акты в части норм о выдаче исполнительных документов: ГПК РФ, АПК РФ, КАС РФ, а также в отдельные законодательные акты, где упоминаются те или иные виды оснований для выдачи исполнительного листа (например, медиативное соглашение, соглашение об алиментах и другие).
Остальные законопроекты являются законопроектами-спутниками к проекту ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». С их помощью предлагается внести корреспондирующие изменения в ТК РФ, Кодекс об административных правонарушениях РФ, Уголовный кодекс РФ соответственно. Что касается ТК РФ, то речь идет о внесении основания для направления в реестр сведений об исполнительных документах информации о вынесенных решениях комиссий по трудовым спорам, а также решений инспекторов Государственной инспекции труда о принудительном исполнении обязанности работодателя по выплате начисленных, но не выплаченных средств, осуществляемых в рамках трудовых отношений.
Члены РТК согласились с проектами федеральных законов.
Дублирование в КВВТ РФ
Законопроектом «О внесении изменений в статью 30 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации» предлагается отменить требование о наличии у капитана судна внутреннего плавания свидетельства об аттестации. Данное свидетельство выдается Росморречфлотом в соответствии с положением об аттестации капитанов судов внутреннего плавания, утвержденным Минтрансом России. Требование установлено в отношении капитанов пассажирских или наливных судов, осуществляющих перевозки опасных грузов, включая судно, буксирующее или толкающее другие наливные несамоходные суда, осуществляющие перевозки опасных грузов, с главными двигателями мощностью более чем 550 кВт.
– Аттестация капитанов судов внутреннего плавания фактически дублирует квалификационные испытания в рамках получения диплома капитана судна, – объясняет Светлана Колганова. – При этом капитан судна или организация, работником которой является капитан, несут необоснованные расходы, связанные с поездкой на аттестацию в Росморречфлот.
Отметим, что в октябре 2021 года вопрос о необходимости отмены требования об аттестации капитанов внутреннего водного транспорта поднимался Федерацией профсоюзов работников морского транспорта (ФПРМТ) на заседании одной из рабочих групп РТК. По результатам обсуждения Минтрансу России предложили рассмотреть вопрос о внесении изменений в КВВТ РФ в части устранения дублирования процедур оценки квалификации капитанов судов внутреннего плавания.
Члены РТК согласились с проектом федерального закона.
Социальный фонд РФ
Законопроектом «О государственном внебюджетном фонде «Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации» предлагается объединить ПФР и ФСС в «Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации», а также определить особенности его деятельности. Создание так называемого Социального фонда РФ (СФР) предлагается с 1 января 2023 года.
Как пояснила Светлана Колганова, в предмет регулирования законопроекта вошли такие вопросы, как правовое положение; порядок создания, виды деятельности, реорганизация или ликвидация; система органов управления и их компетенция; владение, пользование и распоряжение имуществом, принадлежащим фонду; меры социального обеспечения и компенсации, предоставляемые работникам СФР.
Законопроект предполагает, что Фонд пенсионного и социального страхования РФ и его территориальные органы будут являться правопреемниками реорганизуемых ПФР и ФСС и их территориальных органов. Учредителем же выступит Правительство РФ, при этом РФ будет нести субсидиарную ответственность по публичным нормативным обязательствам фонда; СФР не может быть признан банкротом.
Законопроектом в числе принципов деятельности указывается автономность и независимость бюджета СФР, а также участие социальных партнеров в органах управления фонда, уважение, согласованность и учет интересов работников, работодателей и государства по вопросам деятельности.
В документе оговаривается, что средства бюджета СФР являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат. Также предусмотрено, что средства конкретного вида обязательного социального страхования не могут являться источником финансирования дефицита (нехватки) средств бюджета по другому виду обязательного социального страхования. Аналогичное ограничение устанавливается для средств обязательного социального страхования и средств на выполнение СФР обязательств, не связанных со страхованием.
Законопроектом предполагается создание Наблюдательного совета фонда из семи человек, в их составе – координатор РТК и координаторы сторон РТК, а также Правления СФР из 35 человек, из которых 8 – представители от общероссийских объединений профсоюзов, 8 – от общероссийских объединений работодателей.
В пояснительной записке целью объединения фондов указаны оптимизация структуры ПФР и ФСС; централизация установления пенсий и иных социальных выплат; осуществление на федеральном уровне персонифицированного учёта; оптимизация процессов административно-хозяйственной деятельности, в том числе централизация бухгалтерского учета.
Светлана Колганова рассказала, что в ходе заседания РТК было обозначено, что у Минфина России имеются возражения к нормам законопроекта, которыми запрещается перекрестное финансирование выполнения страховых обязательств. Минтруд России, как разработчик законопроекта, занимает позицию о необходимости сохранения данной нормы, что поддержали стороны профсоюзов и работодателей.
– В целом члены РТК согласились с проектом федерального закона при условии обязательного сохранения нормы о том, что бюджет государственного внебюджетного фонда формируется по каждому виду социального страхования отдельно, обеспечивается целевое использование этих средств, не допускается использование средств одного вида социального страхования для покрытия дефицита средств другого, – объяснила С. Колганова.
Применение и контроль
Проектом постановления Правительства РФ «О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № 2467» предлагается продлить до 1 сентября 2025 года возможность применения и контроля в отношении нормативных правовых актов, принятых в разное время на федеральном уровне, устанавливающих районные коэффициенты и процентные надбавки к заработной плате работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
Данная группа нормативных правовых актов фигурирует в пункте 826 перечня нормативных актов и групп нормативных актов, в отношении которых обозначена неприменимость установленного Законом об обязательных требованиях запрета на контроль и оценку в рамках надзорных мероприятий, а также привлечение к ответственности за их нарушение. Действие данного пункта предлагается продлить проектом постановления.
В ходе обсуждения профсоюзная сторона отметила проблему применения нормативных актов субъектов РФ, которыми установлены районные надбавки, поскольку они не попали в «белый список» нормативных актов. Работодатели же обозначили, что применение районных коэффициентов и процентных надбавок устарело и требует реформирования с учетом современных реалий.
По итогам обсуждения стороны РТК согласились с проектом постановления, но обозначили свои позиции. Так, профсоюзы подчеркнули необходимость сохранить действие всех районных коэффициентов и процентных надбавок к зарплате работников, занятых на работе в местностях с особыми климатическими условиями, включая установленные нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальных образований. Работодатели отметили, что в современных экономических условиях существовавший в СССР механизм формирования зарплаты на Севере, в основе которого государственное регулирование, разрушен, – требуется глубокое реформирование этого механизма.
Кроме того, члены РТК предложили Минтруду России предоставить информацию о действующих и утративших силу районных коэффициентах и процентных надбавках к зарплате работников, занятых на работе в местностях с особыми климатическими условиями, установленных нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальных образований, а Минэкономразвития России – продолжить работу по районированию РФ с учетом современных приоритетов социально-экономического развития страны.
Члены РТК разошлись во мнениях
Проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ» предлагает предусмотреть, что в отношении проектов нормативных правовых актов, одобренных РТК, механизм «регуляторной гильотины» не применяется. Для этого соответствующей оговоркой дополняются Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009, а также Регламент Правительства РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 1 июня 2004 г. № 260.
– В ходе обсуждения проекта профсоюзная сторона РТК отметила недостаточность предлагаемых изменений для заявленных целей регулирования и вызванную этим необходимость внесения изменений непосредственно в закон об обязательных требованиях, – рассказала Светлана Колганова. – Сторона работодателей возразила против проекта постановления в представленной редакции.
Также сторона профсоюзов отметила предложение дополнить статью 15 ФЗ «Об обязательных требованиях в РФ» оговоркой, что к проектам нормативных правовых актов, одобренных РТК, механизм «регуляторной гильотины» не применяется и такие проекты Правительственной комиссией по проведению административной реформы или ее подкомиссией не рассматриваются.
Сторона работодателей, в свою очередь, предложила установить порядок внесения проектов нормативных правовых актов в РТК после прохождения через механизм «регуляторной гильотины» и рассмотрения этих проектов Правительственной комиссией по проведению административной реформы или ее подкомиссией.
Единая цифровая платформа
Правила функционирования Единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России» предлагается утвердить проектом постановления Правительства РФ «О Единой цифровой платформе в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России» и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации». Так, речь идет об урегулировании вопросов, касающихся функционирования платформы. В частности, правила определят перечни подсистем платформы и информации, а также круг участников информационного взаимодействия на платформе, их функции и полномочия.
Законопроектом определяется порядок создания, использования и хранения на платформе электронных документов, связанных с работой, в том числе их передача в иные информационные системы, в случаях, предусмотренных трудовым законодательством.
– Документ разработан в связи с внесением изменений в Закон о занятости, которые предусматривают формирование Единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России» на основе развития информационно-аналитической системе Общероссийская база вакансий «Работа в России», – пояснила Светлана Колганова. – В связи с чем проектом постановления предлагается заменить Правила формирования, ведения и модернизации информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России», утвержденные постановлением Правительства РФ от 25 августа 2015 г. № 885.
Члены РТК согласились с проектом.
Регулирование трудовых отношений в 2022 году
Об особенностях регулирования трудовых отношений в 2022 году говорится в одноименном проекте постановления Правительства РФ. В качестве особенностей регулирования предложено утвердить перевод при наличии письменного согласия работника на основании срочного трудового договора на временную работу от одного работодателя к другому. В этом случае ранее заключенный трудовой договор приостанавливается, его течение не прерывается. В срочном договоре указываются условия труда, в том числе оплата труда. По окончании срочного трудового договора, ранее заключенный трудовой договор возобновляется. Сохраняется возможность вернуться к первому работодателю в любой момент. При этом работник направляется к другому работодателю службой занятости населения.
В ходе обсуждения работодатели заявили позицию о необходимости комплексного подхода к особенностям регулирования трудовых отношений. В целом члены РТК согласились с проектом постановления.
Светлана Колганова объяснила, что на РТК зафиксировали позицию работодателей о необходимости Минтруду России и сторонам РТК подготовить предложения по комплексу дополнительных мер, регламентирующих особенности регулирования социально-трудовых отношений в 2022 году, в целях эффективной адаптации рынка труда к существенно изменяющимся условиям финансово-хозяйственной деятельности работодателей, и обсудить их в рамках РТК.
Предоставление госуслуг в сфере занятости населения в 2022 году
Эта тема поднималась в рамках обсуждения постановления Правительства РФ от 16 марта 2022 г. № 376 «Об особенностях организации предоставления государственных услуг в сфере занятости населения в 2022 году». Принятое постановление позволяет оказывать отдельные услуги в области содействия занятости гражданам, с которыми трудовые отношения не прекращены, но их занятость находится под риском. Например, если в отношении работника применяется режим неполного рабочего времени, введен простой или работник находится в отпуске без сохранения заработной платы, а также, если работодатель проходит процедуру банкротства.
В числе таких услуг – психологическая поддержка безработных граждан; организация временного трудоустройства для отдельных категорий граждан из числа молодежи до 25 лет; социальная адаптация безработных граждан на рынке труда; содействие предпринимательской деятельности безработных граждан, включая постановку на учет физлица в качестве плательщика налога на профессиональный доход; организация профобучения и дополнительного профобразования.
Информация об утвержденном постановлении была принята членами РТК к сведению.
Снизить напряженность на рынке труда
Стороны РТК также приняли к сведению информацию об утвержденном постановлении Правительства РФ от 18 марта 2022 г. № 409 «О реализации в 2022 году отдельных мероприятий, направленных на снижение напряжённости на рынке труда». Постановление было принято 19 марта 2022 года. Документом утверждены на правила предоставления и распределения федеральных трансфертов на мероприятия в сфере занятости.
Так, первая группа мероприятий направлена на снижение напряженности на рынке труда субъектов РФ. В их числе – обеспечение затрат работодателей на частичную оплату труда при организации общественных работ для ищущих работу граждан, включая безработных, а также при организации временного трудоустройства работников компаний, находящихся под риском увольнения. Суммарно этими мероприятиями планируется охватить 800 тысяч человек.
Вторая группа направлена на реализацию региональных программ по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников промышленных предприятий, находящихся под риском увольнения. Мероприятиями планируется охватить 250 тысяч человек.
Кроме того, постановлением расширяются категории лиц, в отношении которых уже осуществляется финансирование отдельных мероприятий, направленных на поддержку занятости.
– В частности, речь идет о мероприятиях по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования отдельных категорий граждан в рамках федерального проекта «Содействие занятости» национального проекта «Демография», – добавила эксперт по правовым вопросам РПСМ Светлана Колганова.
Фото: mintrud.cap.ru
Наверх