РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Это рекомендует делать Британское Бюро по расследованию морских происшествий. UK MAIB выпустило обзор морских аварий Safety Digest, в котором на примере инцидента, когда забортная вода стала заливать машинное отделение, разбираются ошибки моряков и извлекаются уроки, чтобы подобное не повторилось.
Случилось это во время стоянки судна в бухте. Члены машинной команды хотели выяснить, почему балластные операции занимают больше времени, чем обычно. Для этого они планировали очистить сетчатый фильтр забортной воды балластной системы и проверить состояние балластного насоса. Чтобы перекрыть сетку, на панели управления балластными операциями второй механик закрыл автоматический забортный клапан между входным отверстием в корпусе и сетчатым фильтром. Важно отметить, что индикатор на панели показал «закрыто». Затем моряк пошел в машинное отделение, где вручную перекрыл самозапорный клапан между сетчатым фильтром и насосом.
В присутствии старшего механика он ослабил крепежные болты крышки сетчатого фильтра и попытался снять ее с помощью отвертки, но та не поддавалась. Тогда они прикрепили цепной блок к крышке сетчатого фильтра, полностью сняв все болты. Когда вес пришелся на цепной блок, крышка отлетела, и морская вода начала заливать машинное отделение. Механики пытались поставить крышку на место, но безуспешно. Им не осталось ничего, кроме как эвакуировать машинное отделение и поднять тревогу.
Вода поступала до тех пор, пока судно с частично затопленным машинным отделением не осело. Водонепроницаемость была восстановлена с помощью водолаза, который установил внешнюю заплату на клапан в корпусе судна. После этого загрязненную воду откачали в автоцистерны для утилизации, а судно поставили в сухой док на ремонт.
В ходе расследования технических причин аварии, выяснилось, что автоматический клапан на корпусе был неисправен и оставался частично открытым, когда индикатор на панели управления балластом показал закрытое положение. Расследование также показало, что сетчатый фильтр был чистым, а причиной замедления балластных операций стала неисправность балластного насоса. Компания пересмотрела правила техники безопасности при выполнении работ по очистке сетчатого фильтра.
В выводах отмечается, что на крышке сетчатого фильтра имелась диагностическая заглушка, с помощью которой перед снятием крышки можно убедиться, что система не находится под давлением. Однако механики не выполнили требования утвержденной процедуры очистки сетчатого фильтра, проигнорировав предназначение диагностической заглушки, поэтому не знали о неисправном клапане в корпусе и о том, что система находится под давлением со стороны забортной воды.
Более того, когда моряки попытались снять крышку с помощью отвертки, отсутствие утечки убедило их в том, что система изолирована, а, учитывая, что индикатор клапана корпуса на панели управления балластом показывал, что он находится в закрытом положении, механики, разумеется, решили, что так оно и есть. Тем не менее, рекомендуется осматривать механический индикатор положения клапана, а также проверять его дистанционную индикацию.
– Еще одна мера предосторожности – ослабить гайки и использовать клинья, чтобы приоткрыть крышку: если вода начнет поступать, то это позволит быстро затянуть стопорные гайки и закрыть крышку фильтра, – добавляют в Российском профсоюзе моряков.
Источник safety4sea.com; перевод ЦИА РПСМ, фото UK MAIB
Наверх