РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
На протяжении многих лет в судоходной отрасли уделяется большое внимание правилам и процедурам, направленным на улучшение безопасности. Несмотря на это в сфере морских перевозок по-прежнему велик риск крупных аварий. Считается, что большинство происшествий – около 80% – связаны в первую очередь с человеческим фактором, а во многих отчетах о расследовании происшествий прямо указывается, что одной из главных причин инцидента послужили руководство или культура безопасности. Однако в первую очередь все выводы и анализ чаще всего сосредоточены на технических предпосылках аварий, дополнительных инструкциях и чек-листах. В компании SAYFR, специализирующейся на снижении риска инцидентов, уверены: вся отрасль должна сместить акценты. Ее главный научный сотрудник, доктор Торкель Сома, высказал свое мнение об основных проблемных вопросах безопасности на сегодняшний день.
Люди неохотно говорят об ошибках, трудностях и опасениях
В большинстве случаев, когда аварии происходят из-за
критических отказов машин и оборудования, о неисправностях, которые послужили их
причиной, было известно до инцидентов. Поэтому очевидно, что если проблему не
устранить, то она может развиться до критических масштабов и привести к
трагическим последствиям. Можно отметить, что неоправданно повышенное внимание
к техническим деталям и «безупречным» процедурам проверки безопасности
заставляет людей неохотно говорить о своих ошибках, трудностях и опасениях.
В SAYFR считают, что судоходным компаниям и всей отрасли
необходимо сместить акцент. Тысячи аудиторов и инспекторов по всему миру наняты
классификационными обществами, властями флага и порта, проверочными и
страховыми компаниями и отделами по здоровью, безопасности, окружающей среде и
качеству (HSEQ). Они проверяют правильность эксплуатации судов, соблюдение
технических регламентов и процедурных требований. Однако если все делать ради
галочки, безопасность это не улучшит.
Культура сокрытия
Особую тревогу вызывает существующая в отрасли культура
сокрытия, которая ведет к ошибкам и опасной практике. Сейчас так много
требований и чек-листов, что в некоторых случаях соблюсти их все невозможно.
Страх неудачи является движущим фактором статистики происшествий, и в ходе
опросов 45% моряков признаются, что регулярно нарушают существующие процедуры.
Тем временем в SAYFR уверены, что человеческий фактор – ключ
к предотвращению роста числа ошибок и аварий. Повышение безопасности или
производительности, однако, зависит не только от отдельных работников, но и от
того, насколько эффективным является взаимодействие между экипажем и береговым
персоналом, офицерами и рядовыми членами экипажа, а также представителями
разных национальностей и культур на борту судов.
Огромный потенциал снижения аварийности
Хотя это известно, однако мало что делается в этом
отношении. Поэтому чтобы повысить эффективность взаимодействия и сократить
риски, необходим новый подход. Сотрудничество действительно сильно коррелирует
с риском несчастных случаев и перебоями в деятельности. Есть мнение, что риск
крупных аварий за счет работы с этими факторами можно снизить до 75%.
Однако не существует быстрого способа повысить эффективность
взаимодействия, укрепить сотрудничество, изменить поведение и отношение
работников. Нельзя просто отправить их на какие-нибудь курсы и считать проблему
решенной. Изменения в культуре – это ключ к повышению безопасности, но этот процесс требует времени и использования
проверенных методик. Для этого очень
важен сбор данных и их анализ, в том числе с использованием различных цифровых
технологий. Те, у кого их больше, способны делать более качественную аналитику
и прогнозы. Более качественная оценка рисков и моделирование наихудших
сценариев могут обеспечить надежные прогнозы и определить эффективные меры для
предотвращения несчастных случаев.
В Российском профессиональном союзе моряков отмечают, что
человеческий фактор действительно имеет большое значение в инцидентах, однако
не стоит сводить все к вине экипажа. Часто происшествия являются результатом
стрессовых ситуаций, долгой работы на борту, малого количества времени на
выполнение той или иной процедуры. Поэтому в РПСМ подчеркивают: крайне важно
обеспечивать достаточный состав команды, чтобы нагрузка на моряков не была
излишней, гарантировать своевременное списание и возможность схода на берег. К
сожалению, в современных условиях все это является проблемой, которую важно
решить.
По материалам Splash247
Наверх