РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
В условиях санкций мошенники стали выманивать деньги у
россиян, обещая оформить карту Visa или MasterCard иностранного банка или под
предлогом дефицита валюты, предлагая перевести средства на «особый счет». Об
этом рассказал директор департамента информационной безопасности Центробанка
Вадим Уваров в интервью «Известиям». Он также сообщил об инициативе обязать
банки возвращать украденные у клиентов деньги, если перевод был осуществлен на
счет из базы ЦБ о подозрительных адресатах. Может быть введен и двухдневный
«период охлаждения», в течение которого разрешается отозвать такие переводы. Эти
предложения вызваны огромными масштабами проблемы сегодня: по предварительным
данным, только за I квартал 2022 года на блокировку направили 90 тысяч мошеннических
номеров и 1,3 тысяч фишинговых сайтов.
Двухдневный «период охлаждения»
– С 1 декабря 2021 года ЦБ получил право во внесудебном
порядке блокировать мошеннические сайты. Сколько их закрыли за прошедшее время?
По вашим предварительным оценкам, как эта норма отразилась на борьбе с
мошенническими ресурсами?
– Почти за пять месяцев действия этого механизма мы инициировали
блокировку более 2,4 тысяч мошеннических сайтов. Он также распространяется и на
порталы в иностранных доменных зонах. Большая часть из заблокированных ресурсов
была связана с финансовыми пирамидами, лжебанками и осуществлением деятельности
без лицензии на рынке ценных бумаг. И хотя мы и раньше активно
противодействовали мошенническим сайтам, теперь процесс блокировки благодаря
закону значительно сократился – с нескольких недель до двух-трех дней. До
вступления закона в силу за 11 месяцев прошлого года в формате эксперимента на
блокировку было отправлено чуть больше 2,5 тысяч порталов.
Тем не менее мы считаем, что нужно еще больше сократить срок
выявления и блокировки фишинговых сайтов. Чем короче период работы
мошеннических интернет-ресурсов, тем меньше людей рискуют потерять на них
деньги. Поэтому сейчас мы совместно с коллегами из заинтересованных ведомств
прорабатываем этот вопрос.
– Одна из инициатив по борьбе с телефонными мошенниками,
которая предложена Банком России, предусматривает возврат клиенту украденных
денег при соблюдении ряда условий. Сейчас ведется активное обсуждение этого
предложения с рынком. В соответствии с концепцией на нынешнем этапе обсуждений
как может работать механизм возмещения?
– Банк России ведет базу о случаях и попытках перевода
денежных средств без согласия клиента. В ней аккумулируются данные, которые
банки направляют нам, в том числе содержатся сведения о дропперских счетах –
таких, которые злоумышленники используют для вывода и снятия похищенных
средств. Мы предлагаем следующий механизм возмещения гражданам похищенных денег:
если банк – отправитель платежа получил от нас информацию из базы, но не учел
ее в своих бизнес-процессах и совершил перевод на такой счет, то он будет
обязан вернуть клиенту все похищенные средства. Даже если мошенническая
операция произошла с использованием методов так называемой социальной
инженерии.
Сейчас распространено телефонное мошенничество, под влиянием
которого граждане переводят деньги добровольно. Человек осознает, что стал
жертвой, спустя время, когда отменить перевод и вернуть средства уже
невозможно, потому что он самостоятельно провел операцию и нарушил условия
договора. Поэтому для защиты интересов граждан мы хотим обязать банк-плательщик
на два дня приостанавливать зачисление денег на счет, информация о котором
содержится в нашей базе. Другими словами, внедрить так называемый период
охлаждения, когда у гражданина будет время обдумать и оценить совершаемые
действия. По закону перевод совершается в срок до трех рабочих дней, таким
образом, банк не нарушит права добросовестных граждан и законодательство.
– Какие еще нововведения предусматривает эта инициатива?
– На наш взгляд, проверять операцию на признаки
мошенничества должен и банк – получатель средств. Если он видит, что деньги
перечисляют на счет, содержащийся в нашей базе, то у него должно быть право
приостанавливать доступ владельца такого счета к дистанционному обслуживанию.
То есть человек не сможет сразу же перевести деньги на любой другой счет, как
это обычно сегодня делают злоумышленники. Однако владелец счета сможет
распорядиться средствами, если придет в любое отделение своего банка с
паспортом для подтверждения личности. Вряд ли дропперы пойдут на такой шаг, им
будет крайне сложно совершать противоправные действия. В то же время будут
соблюдены все гражданские права банковских клиентов.
Кроме того, сейчас действующим законом не предусмотрены
сроки, в течение которых банки должны возмещать клиентам похищенные
злоумышленниками средства. ЦБ предлагает установить сроки возмещения банками
суммы операций, совершенных без согласия клиентов. Они необходимы для
соблюдения баланса интересов кредитных организаций и их клиентов. Проект
предложений подготовлен по итогам многочисленных дискуссий с участниками рынка,
были учтены их пожелания.
– Когда вы планируете завершить работу над инициативами?
– Для нас это сейчас приоритетная задача, но для их принятия
потребуется изменение законодательства. Проблема мошенничества с использованием
методов социальной инженерии является острой и социально значимой, многие наши
граждане страдают от нее. Поэтому мы рассчитываем, что законопроект будет
внесен в Госдуму в ближайшее время и поддержан.
Санкционные легенды
– Еще одно предложение по борьбе с мошенниками касается
упрощения обмена информацией между банками и правоохранительными органами,
чтобы ускорить расследование таких случаев. Поддерживает ли его Банк России?
– Сейчас у банков на рассмотрение обращений
правоохранительных органов уходит длительный период времени. Это затрудняет
своевременное раскрытие преступлений и принятие мер к злоумышленникам. При этом
ФинЦЕРТ Банка России информацию об операции клиента без его согласия получает
сразу, как только клиент обратился в банк и кредитная организация признала это.
Поэтому для более эффективного противодействия мошенничеству с банковскими
картами мы предложили изменить закон (поправки в Федеральный закон № 161-ФЗ «О
национальной платежной системе»), чтобы правоохранительные органы могли
подключиться к автоматизированной системе ФинЦЕРТ. Такой информационный обмен
позволит оперативно выявлять злоумышленников, наживающихся на мошенничестве в
финансовой сфере. Сейчас предложения находятся в стадии межведомственного
согласования.
– Какие еще меры по ограничению мошеннических действий
принимает Банк России?
– Банк России постоянно выявляет используемые мошенниками
номера и направляет информацию о них операторам связи для последующей
блокировки. В 2021 году мы инициировали блокировку более 179 тысяч номеров
телефонов, используемых злоумышленниками для хищения денег у граждан, что в 6,7
раза больше, чем годом ранее.
В феврале-марте этого года мы зафиксировали значительное
снижение активности телефонных мошенников. По предварительным данным, в I
квартале 2022 года мы инициировали блокировку примерно 90 тысяч мошеннических
телефонных номеров. Их количество сократилось по сравнению с IV кварталом
больше чем на треть. Однако относительно I квартала 2021 года все равно
сохраняется сильный рост телефонного мошенничества – годом ранее количество
заблокированных по нашей инициативе номеров составило 6,1 тысяч.
Что касается злоумышленников, занимающихся хищением денег с
использованием противоправных сайтов, то в январе-марте этого года их
активность по сравнению с IV кварталом прошлого года тоже снизилась, но
незначительно. Мы инициировали блокировку около 1,3 тысяч фишинговых сайтов
против 1,5 тысяч в октябредекабре.
– Как с введением санкций изменились сценарии обмана
граждан, фиксирует ли Банк России появление новых схем мошенничества?
– Мы неоднократно отмечали, что мошенники используют
актуальную повестку для хищения средств у граждан, основным инструментом
остаются телефонные звонки. И сейчас злоумышленники эксплуатируют тему санкций
против банков. Так, например, в последнее время мошенники звонят людям под
видом банковских сотрудников и сообщают о дефиците наличных средств, в том
числе валюты. Под этим предлогом они предлагают перевести деньги с карты или
банковского счета на некий «специальный счет», с которого впоследствии человек
якобы сможет беспрепятственно снять средства.
Для открытия такого счета мошенники запрашивают у гражданина
финансовые данные – номер карты, включая трехзначный код на ее обороте, а также
подтверждающий смс-код от банка. Узнав эти сведения, они получают доступ к
счету жертвы и переводят его средства на сторонние мошеннические счета.
Злоумышленники также звонят гражданам и предлагают оформить
карты международных платежных систем Visa и MasterCard, по которым якобы можно
будет расплачиваться за границей. Мошенники за определенную плату обещают
открыть счет в иностранном банке и оформить виртуальную карту. Настоятельно
рекомендуем гражданам не раскрывать никому личные и финансовые данные.
Сотрудники банков, правоохранительных органов или иных ведомств никогда не
требуют по телефону предоставления личных данных и банковских реквизитов,
информацию по счетам и картам или смс-коды от банка. Они также не просят
перевести деньги.
В начале мая на сайте Банка России появился раздел, в
котором мы публикуем наиболее распространенные схемы, используемые злоумышленниками
для кражи денег у граждан. В нем также представлены рекомендации по
противодействию мошенникам.
В целом наши советы остаются прежними: при звонке незнакомых
лиц немедленно прервите разговор. Если возникли сомнения относительно
сохранности денег на счете, а также по любым вопросам работы банка,
самостоятельно позвоните в свой банк по телефону, указанному на обратной
стороне карты или на его официальном сайте. В текущих условиях советуем людям
проверять поступающую информацию. Узнать актуальную информацию о работе
финансовой системы в условиях санкционных ограничений можно на сайте Банка
России в разделе «Вопросы и ответы».
В Российском профессиональном союзе моряков отмечают, что
сегодня телефонное мошенничество приобрело такие масштабы, что каждый хоть раз
в своей жизни получал подозрительные звонки от кого-то, кто называет себя
сотрудником банка, но вовсе им не является. Поэтому очень важно внимательно
относиться к незнакомым номерам и не поддаваться на уловки и привлекательные
обещания неизвестных собеседников. Если же в российское законодательство войдут
изменения, благодаря которым граждане смогут рассчитывать на возвращение
денежных средств даже после перевода, это будет хорошим шагом для затруднения
действий злоумышленников.
По материалам iz.ru, фотография – sch.msr.mosreg.ru
Наверх