РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
С 1 января 2024 года единое окно для электронного обмена
данными станет обязательным во всех портах мира. Такие поправки к Конвенции по
облегчению международного морского судоходства 1965 года (FAL) были одобрены на
проходившей с 9 по 13 мая 46 сессии Комитета по упрощению формальностей Международной
морской организации (ИМО).
Так, эти изменения обяжут государственные органы внедрить,
поддерживать и использовать системы единого окна для электронного обмена
информацией, необходимой для оформления прихода, стоянки и отхода судов в
портах. Кроме того, властям необходимо будет координировать электронную
передачу данных, чтобы обеспечить единоразовую подачу/предоставление данных и их
максимальное повторное использование.
Комитет также одобрил сборник рекомендаций по верификации,
проверке достоверности и обеспечению конфиденциальности передаваемой информации
и обновленные рекомендации по созданию единого окна. Кроме того, страны-члены ИМО
пригласили принять участие в тестировании нового модуля Глобальной
интегрированной системы информации о судоходстве (GISIS). Он предназначен для
обмена лучшими практиками и мониторинга хода внедрения единого окна со стороны
Секретариата ИМО.
«Я думаю, что российские чиновники вряд ли испугаются этого
нововведения, – прокомментировал решение ИМО представитель Национальной
ассоциации морских агентов Владимир Коростелев. – Скорее всего, просто
отчитаются, что все исполнено, и забудут. Например, не скрою, что был сильно
удивлен при посещении штаб-квартиры Всемирной таможенной организации (WCO)
осенью 2017 года в Брюсселе, где прочитал в ее официальном журнале о том, что
российской таможней для электронного обмена информацией внедрены отнюдь не
написанные на коленке внутренние Альбомы форматов XML документов ФТС России, а
напротив – стандартная Модель данных Всемирной таможенной организации WCO DM,
причем в последней версии. Главное – правильно отчитаться».
По его словам, аналогичная ситуация существует и в Минтрансе
России. «В апреле 2016 года ИМО одобрила изменения в ту же самую Конвенцию FAL,
в соответствии с которыми электронный обмен информацией является обязательным с
9 апреля 2019 года с переходным периодом не менее 12 месяцев,– продолжил Коростелев.
– Это ничуть не помешало Минтрансу 26 октября 2017 года утвердить приказ № 463,
в соответствии с которым 34 бумажных документа при каждом прибытии судна в
российский порт и 39 документов при убытии сканируются и загружаются вручную в
информационную систему Государственного портового контроля, а их бумажные копии
в соответствии с 71 пунктом этого же документа предоставляются пограничным и таможенным
органам. Поэтому я не думаю, что новое решение о поправках в Конвенцию FAL как-то
повлияет на требования приказа Минтранса России № 463. Скорее всего,
Департамент цифрового развития Минтранса о нем просто не узнает. Департамент
государственной политики в области морского и речного транспорта ему про это не
расскажет».
По мнению Коростелева, наиболее вероятное развитие событий –
это информирование ИМО о том, что механизм морского единого окна в российских
портах давно создан. «И вы его знаете: это известный комплекс программных
средств «Портал Морской Порт» ФТС России, – считает он. – Ведь согласно
Распоряжению Правительства РФ от 3 февраля 2022 года №152-р, государственные
контрольные органы должны из него получать информацию о прибытии судов и
организовать информационное взаимодействие программных средств. Вот и объявят,
что с февраля 2022 года все успешно работает. А то, что госорганы ее «не
получают» и «не взаимодействуют», в связи с чем морские перевозчики помимо
«Портала Морской Порт» подают те же самые данные о прибытии и убытии судна и
груза одновременно еще в четыре информационные системы трем другим
государственным органам – так это проблема, волнующая только участников
транспортного рынка, но никак не уважаемых чиновников. Странно проходит у нас
цифровизация и оптимизация логистики международных грузовых потоков, проходящих
через «бутылочное горло» пунктов пропуска через государственную границу:
одновременно по всем направлениям и растопыренными пальцами».
Российский профессиональный союз моряков отмечает, что
упрощение формальностей идет во благо всей судоходной отрасли. В частности, на
предыдущей 45 сессии Комитета речь также шла о борьбе с коррупцией в портах во
время судозаходов – проблеме, которая портит жизнь многим морякам, вынужденным
сталкиваться с вымогательством «подарков» в некоторых портах мира. Тогда в обновленном
тексте Конвенции предусмотрели системный подход к решению этой проблемы. В том
числе правительства теперь должны стимулировать государственные органы к оценке
рисков коррупции и их устранению с помощью разработки и реализации профилактических мер
для упрочения честности и неподкупности, повышения прозрачности и улучшения
подотчетности. Однако одного появления новых требований в международных
конвенциях недостаточно: важно, чтобы они качественно выполнялись.
По материалам Sea News, фотография – ИМО
Наверх