РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Никита Гармаш – без пяти минут выпускник судоводительского факультета одного из лучших морских университетов нашей страны: Государственного морского университета имени адмирала Ф. Ф. Ушакова. За время учебы он убедился, что выбрал отличную профессию, в которой хочет достичь максимума. Он уверен: все потому, что обе практики ему повезло пройти на современных судах крупных работодателей – сначала в «ИНОК ТМ», затем – в компании «Совкомфлот». «Профсоюзная морская газета» Южной территориальной организации Российского профсоюза моряков, поговорила с будущим моряком о пассажирском флоте, поиске работы и архиважном значении плавательской практики для современного курсанта.
Красивая работа
– Я родом из морского города, но – удивительно! – моя семья
по роду деятельности никак не связана с морем, – начинает Никита. – Просто мы
знали, что в Новороссийске есть хороший вуз. Когда пришло время поступать, я
подал документы на несколько направлений, в том числе на береговую
специальность. С высоким баллом по ЕГЭ прошел везде и выбрал судовождение.
Никита – один из тех курсантов-счастливчиков, кому легко
покорился английский язык, «ахиллесова пята» многих российских моряков.
Говорит, что это заслуга школьных учителей, которые смогли научить основам, и
университетских преподавателей, прививших тягу к знаниям. Со средним баллом 4,7
в начале 2020 года он попал на пассажирский теплоход «Князь Владимир». В
феврале в Севастополе началась подготовка к круизу, но судно успело сделать
всего один рейс. А дальше – пандемия и локдаун для всего пассажирского флота.
Кадеты вернулись в Новороссийск.
– Пассажирский флот классный, это интересная, я бы сказал, «красивая»
работа, – смеется Никита. – Мне нравится общение с людьми, но у нас в стране
круизное направление в судоходстве пока не слишком развито, а что будет за рубежом
– непонятно.
Три человека на место
Долго сидеть на берегу хорошисту не пришлось. Университет
направил бывших практикантов «Князя Владимира» в компанию «ИНОК ТМ». Никита
вспоминает: претендентов было 15, а по итогам тестирования взяли всего пятерых.
Практика на сухогрузе «Андрей Зуев» в Азово-Черноморском бассейне стала его
первым реальным знакомством с будущей профессией.
– Меня очень хорошо принял экипаж, за что им большое
спасибо, – вспоминает Никита. – У нас был «микс»: моряки из Петербурга,
Ростова, Новороссийска. Сначала мне поручили выполнять палубные работы, а когда
я освоился – перевели на мостик. На этом судне высокий класс автоматизации, и там
из офицеров были капитан, старший и второй помощники. Мостик – очень современный,
интересно посмотреть вживую на все эти приборы, о которых я только слышал в
университете. Мне поручили помогать второму помощнику. Он в свою очередь многое
мне объяснял, и мы очень сдружились за это время. А еще я старался не запускать
учебу и много читал.
По наблюдениям курсанта, практика имеет решающее значение
для мотивации молодых людей.
– Нужно понимать: теория – это еще не все, – рассуждает
Никита. – На практике я своими глазами увидел, как выглядит современное судно, как
работают моряки, на что нужно обращать внимание в первую очередь. Проблема в
том, что даже высокий средний балл не гарантирует попадания на практику в
достойную компанию. Ты обращаешься в круинг, проходишь все формальности, вроде
бы все неплохо, тебе говорят: мы вам перезвоним. На этом тишина. И ты начинаешь
все заново.
«Прокачать знания»
При поиске второй практики удача сразу была на стороне
курсанта – после успешно пройденного собеседования в СКФ ему тут же
перезвонили. Так в компании еще троих практикантов он попал на NS Lotus.
– Все знают: в «Совкомфлоте» кадетов хорошо «прокачивают»,
максимально дают им знания о профессии, – говорит Никита. – Нас распределяли
так, чтобы все постояли вахту с каждым офицером. С нами работал старший
помощник Иван Кадацкий – просто гениальный учитель. Он собирал нас на мостике и
показывал документацию, все объяснял и при этом был очень терпелив, вежлив,
дружелюбен. Когда он списался, нам его очень не хватало.
За семь месяцев практики Никита побывал во Франции, Турции,
Тунисе, Алжире, на Мальте, в Роттердаме и Мурманске. Но из-за пандемии сход на
берег был запрещен. Изоляция далась ему непросто.
– Раньше я думал, что море – это романтика, что смогу много
путешествовать, – делится молодой человек. – Но пандемия все изменила. Конечно,
хочется сойти на берег и перезагрузиться, потому что за много месяцев на борту
ты чувствуешь, что буквально врос корнями в пароход.
Молодой человек убежден: попасть под начало умного и
грамотного профессионала – это хороший задел на будущее.
– Многие получат дипломы и в море не пойдут, и отчасти виной
тому – неудачная практика, – говорит курсант. – Ведь это потенциальное место
работы, и если у человека хорошие знания, то им нужно обязательно найти
применение в надежной компании с четкими карьерными перспективами.
Флотский парадокс
Планы на ближайшее будущее у молодого человека предельно ясные:
получить диплом и найти работу по специальности.
– Мне кажется, это основной плюс профессии, когда в 22 года
выпускник может попасть в крупную компанию, где достойно платят, – рассуждает
курсант. – Для молодых людей из обычных семей это очень круто. Сейчас мне
кажется, что лет через 10 я бы с удовольствием перешел на береговую работу в
этой отрасли. Но я не знаю, как буду думать через 10 лет. Ведь офис – это
пятидневка. С одной стороны, ты не оторван от семьи, как моряк, но при этом ты
фактически проводишь с близкими меньше свободного времени. В этом есть
парадокс: четыре месяца моряк вдали от родных, а потом еще столько же посвящает
себя семье целиком. В этом его свобода.
Он добавляет: морскую профессию нужно выбирать сердцем и
разумом. «Не стоит учиться просто ради диплома, – советует пятикурсник. – Важно
попробовать, чтобы понять: нравится или нет. Если ответ отрицательный, то
нельзя терять время, нужно переводиться. Идеальная модель – это попасть на первую
практику на большой флот. И тут уже хорошенько подумать, стоит ли продолжать.
Если море – это не твое, то оно твоим уже не станет».
По материалам «Профсоюзной морской газеты» ЮТО РПСМ
Наверх