03.06.2022

Уроки «Булгарии»

Центральное межрегиональное следственное управление на транспорте Следственного комитета Российской Федерации продолжает цикл лекций о безопасности на транспорте. Так, учащимся Волжского государственного университета водного транспорта и Нижегородского речного училища им. И. П. Кулибина рассказали об одной из самых печальных страниц истории речного судоходства России – гибели теплохода «Булгария», когда 10 июля 2011 года на Куйбышевском водохранилище погибли 122 человека. В летний речной круиз на злополучном судне отправились в основном семьи, поэтому среди погибших много детей. Студенты факультета судовождения, института экономики, управления и права и курсанты НРУ узнали о работе следствия по делу «Булгарии» и уроках, которые извлекли из трагедии на Волге. 

– В ту роковую поездку судно вышло перегруженным и попало в шторм: в открытые иллюминаторы теплохода, имевшего крен, хлынула вода, – напомнил старший помощник руководителя Центрального межрегионального следственного управления на транспорте Следственного комитета России Дмитрий Захаров. – «Булгария» затонула в считанные минуты. Наш долг – сделать все возможное, чтобы избежать повторения таких резонансных происшествий.

Следствие установило, что непосредственной причиной затопления стала непригодность судна к плаванию, как по своему техническому состоянию, так и по уровню подготовки экипажа. Были выявлены серьезные нарушения требований и правил безопасности плавания судовладельцем, командным составом экипажа, должностными лицами контролирующих органов и учреждений, как при подготовке судна к плаванию, так и при его эксплуатации.

Грустно отмечать, но количество спасенных жизней могло быть больше, если бы не поступок капитанов сухогруза «Арбат» и буксира «Дунайский 66». Оба прошли мимо терпящих бедствие людей, так и не оказав им помощи. Капитанов привлекли к уголовной ответственности одними из первых. Свое бездействие они объяснили тем, что ничего не смогли бы сделать, так как не было спасательных средств. В итоге пассажиров и членов экипажа «Булгарии» спасал другой туристический теплоход – «Арабелла» под руководством капитана-выпускника Волжского государственного университета водного транспорта Романа Лизалина.

Главным же фигурантом по делу о крушении «Булгарии» стала субарендатор судна Светлана Инякина. Теплоход находился в плохом техническом состоянии, но Инякина ничего не предпринимала для его починки – на это у нее не было денег. По причине отсутствия средств женщина экономила на всем, даже не заключала трудовые договоры с членами экипажа. 7 июля 2014 года суд приговорил ее к 11 годам колонии общего режима: С. Инякину признали виновной по таким уголовным статьям, как «оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности» и «нарушение правил охраны труда». Также реальные сроки заключения получили должностные лица, выдавшие разрешение на эксплуатацию технически неисправного судна. 

– Судьба «Булгарии» была предрешена, – сказала куратор первого курса факультета судовождения ВГУВТ Евгения Зубкова, обращаясь к аудитории. – Поэтому запомните  навсегда: если на судне нет порядка, работать на нем нельзя – жизнь дороже!

Примечательно, что статистика, которую подготовил заместитель директора Института экономики, управления и природопользования Сергей Крепак, показывает, что внутренний водный транспорт является одним из самых безопасных видов транспорта. Так, за последние 10 лет количество погибших не превышало шести человек в год, исключением стал лишь печально известный 2011-ый, за который Росстат зарегистрировал 123 погибших – 122 из них пришлось на «Булгарию».

Из этой трагедии извлечено немало уроков. Например, в 2012 году в Кодекс внутреннего водного транспорта были внесены изменения по вопросам обеспечения безопасности судоходства. Наиболее значимые из них связаны с введением системы управления безопасностью (СУБ) и появлением Инспекции государственного портового контроля при администрациях речных бассейнов – начали проводиться проверки судов на основе риск-ориентированных подходов.

Однако вместе с тем остались и невыученные уроки «Булгарии». В Российском профсоюзе моряков добавляют, что безопасность работы любых технически исправных судов, прежде всего, связана с квалификацией членов экипажей, а также зарплатой. Так, в речной отрасли она должна быть высокой, чтобы компенсировать ответственность, которую несет экипаж за жизни пассажиров. Однако в российском законодательстве до сих пор отсутствуют какие-либо требования по зарплате, кроме пресловутого минимального размера оплаты труда – абсолютно недостаточного для любой профессии.

По материалам morflot.gov.ru


↑ 

Наверх