РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Недавно морская благотворительная организация The Mission to
Seafarers опубликовала доклад Women Seafarers 2022, где представила обзор
проблем, с которыми сталкиваются морячки на конкретных типах судов – грузовых,
круизных теплоходах и суперъяхтах. Выпуск этого документа был приурочен к
Международному дню женщин в морской отрасли, который впервые отмечался в этом
году 18 мая.
Дополнительные трудности
В докладе подчеркивается: хотя трудности при работе в море
возникают вне зависимости от пола, с некоторыми сталкиваются именно женщины,
составляющие всего около 2% от 1,2 миллиона тружеников флота по всему миру.
«Длительные рейсы, месяцы разлуки с семьей и друзьями, одиночество, изоляция,
отсутствие гарантий занятости, риск получить травму или быть брошенным
судовладельцем в иностранном порту – это те проблемы, которые затрагивают всех,
однако у морячек к ним прибавляются дополнительные, обусловленные тем, что их
рабочая среда – отрасль, где доминируют мужчины», – отмечается в отчете.
На грузовых судах, например, существуют трудности, связанные
с использованием определенных помещений и ограниченным доступом к ним. Так, морячкам
может быть некомфортно заниматься на тренажерах одновременно с
коллегами-мужчинами, или они будут
избегать пользоваться общими помещениями, такими, как столовые.
Также в докладе говорится, что по имеющимся сведениям
интимные связи на борту круизных судов более распространены, чем на грузовых.
При этом некоторые женщины из этого сектора признались, что вступают в такие
отношения на борту, чтобы защитить себя от домогательств. В связи с этим авторы
доклада рекомендуют предусмотреть консультирование по вопросам вступления в
близкие отношения в рейсе и психологическую поддержку всем, кто работает на
круизных лайнерах.
Также доклад затрагивает «серые области» работы на
суперъяхтах, отмечая заметный разрыв между жизнью на борту и на берегу. Проблемы
экипажей прежде подробно задокументировала Международная сеть
социально-бытового обслуживания и помощи морякам (ISWAN). Среди них – продолжительный
рабочий день, культура употребления алкоголя, сексуальные домогательства и
отрицательное влияние этих факторов как на физическое, так и на психическое
здоровье.
Социально-бытовое обслуживание
Традиционно в первую очередь оно более ориентировано на потребности
мужчин-моряков. Теперь, когда все больше женщин приходит в отрасль, этот подход
следует пересмотреть, изучить нужды морячек и подумать, что можно сделать для
их максимального удовлетворения.
Морское образование и морская практика
Есть неоспоримые свидетельства того, что женщины продолжают
сталкиваться с дискриминацией при попытке получить доступ к морскому
образованию и прохождению плавпрактики. В 2003 году по этому вопросу
проводилось исследование. Выяснилось, что в некоторых странах женщины с трудом
добиваются, чтобы их приняли в морской колледж, а если им все же удается
поступить, то часто они сталкиваются с тем, что преподаватели демонстрируют
явное недовольство их присутствием. Профессор Хелен Сэмпсон выразила мнение,
что отчасти это может быть связано с тем, что в морских учебных заведениях
знают: курсанткам очень трудно найти место на судне для прохождения
обязательной плавательной практики. В результате портится статистика учреждения,
потому что показатель стопроцентного трудоустройства выпускников является
важной частью маркетинговой стратегии любого морского учебного заведения и
залогом его престижности. Также в исследовании говорилось о том, что некоторые
работодатели неохотно берут на практику
девушек и принимают на работу уже имеющих диплом морячек отчасти из-за
ошибочного мнения, что женщины работают в море меньше времени, чем мужчины.
На конференции Всемирного морского университета в 2019 году
также шла речь о том, что женщины до сих пор сталкиваются с проблемами при
получении морского образования. Поэтому делегаты приняли ряд рекомендаций для
участников морской отрасли:
– продвигать ролевые модели женщин в морских сообществах,
которые могут вдохновить и привлечь молодое поколение девушек в отрасль, давая им
возможность приобретать навыки, необходимые, чтобы занимать руководящие
должности и пробить стеклянный потолок;
– стимулировать учениц начальных и средних школ к выбору
морской профессии, повышать их осведомленность в области науки, технологий и
компетенций, связанных с IT,
инженерным делом и математикой;
– создавать для женщин возможности трудоустройства в самом
начале их карьеры и разрабатывать для них привлекательные программы карьерного
роста;
– реализовывать наставнические, спонсорские и корпоративные
программы, направленные на привлечение и удержание женщин в морской отрасли.
Домогательства и запугивание
Всем судоходным компаниям и круинговым агентствам необходимо
искать эффективные способы борьбы с домогательствами на борту. Один из них –
выработка четкой внутренней политики по этому вопросу и оказание всесторонней поддержки
жертвам инцидентов.
Недопустимость домогательств и издевательств, обязанность
вести себя уважительно по отношению к коллегам – эти условия действительно
могут быть прописаны в трудовых договорах с моряками. Отмечается, что некоторые
судоходные компании уже проводят политику против этих негативных явлений. Кроме
того, на 105-й сессии Комитета Международной морской организации (ИМО) по безопасности
на море его члены договорились о создании совместной рабочей группы ИМО и
Международной организации труда для рассмотрения случаев запугивания и
домогательств в морском секторе, в том числе на сексуальной почве.
– Морячки во всем мире прекрасно справляются со своей
работой, несмотря на дополнительные трудности, с которыми они сталкиваются, –
отметила региональный директор The Mission to Seafarers по странам Европы
Иджеома Аджибейд. – Миссия берет на себя твердое обязательство перед
труженицами флота со всего мира реагировать на их нужды и находить способы
поддерживать их через нашу сеть капелланов, волонтеров и центров моряков. Эта
публикация знаменует собой начало дискуссии о том, как мы можем позаботиться о
тех женщинах, которые посвятили себя работе в море.
С полным текстом доклада можно ознакомиться здесь.
Российский профсоюз моряков отмечает, что избавиться от
существующих проблем необходимо, чтобы женщины, уже работающие на судах чувствовали
себя комфортнее, а молодые девушки охотнее выбирали для себя эту профессию.
Каждый может сделать в это свой вклад – в первую очередь, не позволяя себе и
коллегам издевательств и домогательств на борту.
По материалам nautilusint.org и safety4sea.com
Наверх