РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Экипаж т/х Liga (ИМО 8406779, флаг Камеруна) – всего 10 россиян – обратился к инспектору Международной федерации транспортников (МФТ) в Новороссийске за содействием: работодатель задолжал морякам больше $50 тысяч за три месяца. На днях судовладелец вернул членам экипажа часть задолженности за март и апрель – около $33 тысяч. Средства за май моряки в лучшем случае получат в следующем месяце: с ними и прежде рассчитывались с запозданием. Однако несвоевременные выплаты – не единственная проблема: все моряки, и те, кто работает совсем недавно, и те, кто на борту уже много месяцев, выразили желание репатриироваться, но на их заявления работодатель долго отвечал бездействием и только в последнее время начал что-то предпринимать.
Во многом желание членов экипажа покинуть борт судна связано
не только с задержками зарплаты, но и с тяжелыми условиями труда: несмотря на рейсы
в жарком африканском регионе – теплоход, в частности, доставлял грузы в Анголу
и Гвинею – на нем долго не функционировали кондиционеры. Потом работодатель все
же выделил членам экипажа всего три прибора – их разместили на капитанском
мостике, но даже после этого, по словам моряков, Liga можно сравнить с сауной: остальные
помещения так и остались без охлаждения. Есть проблемы и с комплектованием
экипажа – на протяжении месяца старший механик также вынужден был выполнять обязанности
второго помощника механика.
После обращения моряков инспектор МФТ в Новороссийске Ольга
Ананьина первым делом попыталась связаться с судовладельцем, литовской
компанией UAB Tarron Operating, и поставила в известность страховщика – AMT
Insurance. На сообщения от МФТ работодатель поначалу вообще не реагировал, хотя
с моряками на связь выходил, в том числе пытаясь их запугивать.
Тем временем в конце прошлой недели экипаж решился на
крайние меры – моряки объявили, что приостанавливают работу, пока задолженность
не будет погашена. Это принесло свои
плоды: в выходные капитана, который жаловался на плохое самочувствие, и одного
из матросов поменяли. «Зарплату им выдали наличными, однако матрос недосчитался
$750, которые ему обещали перевести уже дома рублями, – рассказала Ольга
Ананьина. – Что касается капитана, то изначально планировалось, что он долетит
до Уфы, оттуда – до Сочи, а потом поездом доберется до Ростова-на-Дону. Однако
когда он прибыл в Уфу, выяснилось, что компания аннулировала рейс до Сочи. Ему
за свой счет пришлось срочно брать билет до Москвы и дальше добираться домой
самостоятельно».
После этого работодатель все же вышел на связь с МФТ,
объяснив задержки в выплатах санкциями против российских банков, которые
затруднили перевод зарплат морякам, являющимся гражданами РФ. Он утверждал, что
выдать зарплату наличными не мог из-за региона работы судна – сейчас оно находится
в Западной Африке, и сообщил, что все-таки нашел способ доставить деньги на
борт. В конце концов моряки получили средства за март и апрель.
К слову, инспектор отметила удивительный факт – в договорах членов
экипажей, несмотря на то, что работодатель из Литвы, есть ссылка на трудовое
законодательство РФ. При этом, согласно Трудовому кодексу, заработная плата
должна выплачиваться дважды в месяц, чего на судне не происходит: и до
возникновения проблем морякам выплачивали зарплату с задержкой на месяц.
Хотя основная часть задолженности погашена, все еще стоит
вопрос репатриации экипажа. К тому же на сегодняшний день на борту появились и
другие проблемы: двое членов
экипажа – повар и старший помощник
капитана – заболели малярией и с 3 июня страдают от высокой температуры. Врач
пришел к ним только спустя несколько дней: дал необходимые препараты, которые
помогли улучшить состояние. Старшего помощника обещают сменить 9 июня, насчет
остальных моряков пока ничего не известно.
Инспектор МФТ в Новороссийске продолжает следить за ситуацией. Ранее она также обратилась в администрацию флага Камеруна, откуда не получила ответа, и занесла судно в базу данных брошенных судов Международной морской организации и Международной организации труда в связи с тем, что зарплата морякам не выплачивалась на протяжении двух месяцев.
Наверх