РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Согласно данным регистра Маршалловых островов, в 2018-2019 годах шесть моряков погибли в результате четырех инцидентов, связанных со входом в закрытые помещения на борту судов под флагом этой страны. Подобные инциденты случались на танкерах, сухогрузах и не только с моряками. Так, в 2020 году три береговых работника погибли при входе в закрытые помещения на судах под флагом RMI. В двух из этих случаев береговые работники зашли в грузовые трюмы без предварительного разрешения членов экипажа судна.
Расследование обстоятельств таких инцидентов показало, что в них прослеживается ряд повторяющихся закономерностей:
• неосведомленность об опасности закрытых помещений и вход в эти помещения без соблюдения должных мер предосторожности;
• неуведомление старших по должности членов экипажа о необходимости/намерении войти в закрытое помещение;
• старшие по должности члены экипажа не обеспечили соблюдение их подчиненными соответствующих правил техники безопасности перед входом в закрытое помещение;
• вход береговых работников в закрытые помещения без предварительного уведомления и без разрешения или помощи членов экипажа судна;
• те, кто пытается оказать помощь, действуют больше на инстинктах и эмоциях, вместо того, чтобы следовать строго установленным инструкциям, которые они должны знать и уметь выполнять.
Как подчеркивает RMI, эти инциденты служат суровым напоминанием о том, что несоблюдение и незнание элементарных инструкций по входу в закрытые помещения может привести к гибели или серьезным травмам моряков. Важно помнить, что когда моряк, руководствующийся благими намерениями, спешит на помощь попавшему в беду коллеге и входит в закрытое помещение без соблюдения правил безопасности, скорее всего, тоже станет жертвой, которой потребуется помощь. Тем самым он ещё больше задержит проведение спасательной операции, что увеличит вероятность гибели его самого и того человека, кого он спешил спасти.
Представляющие опасность закрытые помещения не всегда легко определить
Закрытое, или ограниченное, помещение обычно определяется как имеющее ограниченное пространство для входа и выхода; не имеющее достаточной естественной вентиляции; не предназначенное для продолжительной рабочей деятельности.
Любое закрытое помещение, лишенное естественной и постоянной вентиляции, может стать «опасным пространством». Атмосфера в таких помещениях может содержать недостаточно кислорода и/или содержать легковоспламеняющиеся или токсичные пары или газы, что представляет серьезную опасность для здоровья или жизни любого, кто туда входит. Однако, хотя грузовые танки, пространства двойного дна, топливные танки, балластные танки, коффердамы, пустые пространства и др. – это те помещения, которые сразу же приходят на ум, когда речь идет о закрытых помещениях на борту судов, важно подчеркнуть, что не все опасные закрытые помещения легко идентифицировать.
• Некоторые закрытые помещения опасны только в какой-то определенный период, это может быть связано с типом перевозимого груза или выполняемой работой. Например, опасность может представлять отсек во время нанесения краски методом распыления, а груз, который проходит обработку фумигантом, может быть источником ядовитых газов.
• Помещения могут стать опасными, даже если они не закрыты со всех сторон. Грузовые трюмы, например, могут быть открыты сверху, но характер перевозимого груза может сделать атмосферу в нижнем трюме опасной. Часто причиной опасности могут стать внешне безвредные грузы, такие как древесная стружка, древесные гранулы или древесная целлюлоза.
• Пары и газы в малярных и аккумуляторных могут превратить эти помещения в потенциально опасные, несмотря на то, что они оборудованы обычными отверстиями/дверьми для входа и выхода. При входе в помещения с оборудованием для пожаротушения с использованием CO2 также необходимо учитывать возможность недостатка кислорода в атмосфере.
• При неожиданном ослаблении или прекращении вентиляции любых помещений, их следует рассматривать как опасные.
Рекомендация №1:
RMI рекомендует судовым менеджерам пересмотреть процедуры по входу в закрытые помещения на судах и при необходимости откорректировать их на предмет соответствия действующим требованиям, включая запрет на вход берегового персонала в закрытые помещения до принятия необходимых мер предосторожности.
• Рекомендации ИМО по входу в закрытые помещения на борту судов изложены в Резолюции A.1050(27), а рекомендации ИМО по выбору портативных приборов контроля атмосферы можно найти в циркуляре MSC.1/Circ.1477.
• Для судов, плавающих под флагом RMI, требования и стандарты безопасности, которым должен следовать персонал, входящий в закрытые помещения, изложены в морском уведомлении RMI 7-041-1.
• Другие государства флага должны руководствоваться аналогичными требованиями, одним из которых является «Кодекс безопасной работы моряков торгового флота» Великобритании (COSWP) и его глава 15, касающаяся входа в опасные закрытые помещения.
• Раздел 10 «Свода правил МОТ по предупреждению несчастных случаев на судне в море и в порту» содержит аналогичные практические инструкции и рекомендации.
Судовые менеджеры должны обеспечить проведение оценки риска для выявления всех закрытых помещений на борту судна и периодически пересматривать процедуру оценки, чтобы гарантировать её актуальность. Gard также рекомендует провести инвентаризацию всех закрытых помещений на борту, куда могут заходить моряки, и которые могут потенциально представлять опасность при определенных условиях. В описи следует фиксировать конкретные характеристики помещения, возможную связанную с ними опасность и меры, принятые для предотвращения входа в них без соблюдения соответствующих процедур безопасности. Также, следует учесть дополнительные трудности для спасения людей из таких помещений, исходя из особенностей их расположения, и найти способы преодоления этих сложностей, чтобы в случае возникновения чрезвычайной ситуации члены экипажа могли как можно быстрее и эффективнее провести спасательную операцию.
Рекомендация № 2:
Убедитесь, что процедуры по входу в закрытые помещения полностью понятны всем членам экипажа, осознаются ими и выполняются
Здесь проблема заключается в том, что действуя из добрых побуждений, члены экипажа часто проходят процедуру по входу в закрытые помещения только на бумаге. Поэтому важно добиться того, чтобы те, кто собирается войти в закрытое помещение, понимали, что целью этих процедур является предотвращение несчастных случаев, а не просто удовлетворение требований регулирующих органов или их непосредственного начальства. Стремление выполнить работу побыстрее может привести к ошибочным решениям. Никогда не торопитесь с выполнением задания и не пропускайте важные с точки зрения техники безопасности меры из-за нехватки времени.
RMI рекомендует судовым менеджерам разослать на все вверенные им суда информационное письмо с разъяснением следующих моментов:
• риски несоблюдения процедур по входу в закрытое помещение;
• как идентифицировать закрытое помещение, примеры различных типов закрытых помещений, вход в которые может понадобиться члену экипажа в ходе выполнения им своих повседневных обязанностей;
• все моряки, независимо от трудового стажа, не должны входить в закрытые помещения без разрешения и всегда следовать установленным на судне процедурам;
• указать, кто из членов экипажа имеет полномочия выдавать разрешение на вход в закрытое помещение;
• действия членов экипажа в ситуации, когда береговым работникам требуется войти в закрытые помещения на судне, включая случаи, когда они отказываются соблюдать правила входа в закрытые помещения на судне; • напомнить, что лучший способ помочь коллеге-моряку или береговому работнику, попавшему в беду в закрытом помещении – немедленно подать сигнал тревоги, чтобы можно было провести организованную спасательную операцию в соответствии с установленной процедурой.
Рекомендация № 3:
Важно, чтобы моряки проходили надлежащую подготовку на борту и могли распознавать, оценивать и контролировать опасности, сопряженные со входом в закрытые помещения. В дополнение к проведению раз в два месяца обязательных учений по входу в закрытые помещения и спасению, RMI рекомендует капитанам проводить специальный инструктаж по технике безопасности, уделяя особое внимание ответственности всех моряков за предотвращение инцидентов, связанных со входом в закрытые помещения. Крайне важно донести до сознания членов экипажа, что ни в коем случае нельзя поддаваться естественному порыву немедленно войти в закрытое помещение, когда другому члену экипажа требуется помощь.
Gard регулярно публикует разбор конкретных случаев, которые можно и нужно обсуждать в ходе инструктажа по безопасности. При этом акцент Gard делает на процесс оценки рисков и выявление цепочки ошибок, которые привели к инциденту.
Кампания Gard по повышению эффективности подготовки ко входу в закрытые помещения
Приведенные выше результаты исследований RMI согласуются с выводами, которые сделала Gard исходя из собственных наблюдений. На протяжении многих лет Gard рассматривает многочисленные случаи смерти и травм, связанные со входом в закрытые помещения, и в большинстве таких случаев преобладающими причинами являются незнание существующих опасностей и / или упрощение установленных процедур.
Несчастный случай, произошедший с одним из сюрвейеров Gard, который едва не стоил ему жизни, послужил нам реальным напоминанием о том, что любое закрытое помещение потенциально опасно для жизни, и что даже опытные профессионалы допускают ошибки. Сюрвейер компании Gard вошел в пустое пространство на борту баржи, предварительно не проверив там атмосферу, и потерял сознание из-за нехватки кислорода внутри пространства. Об этом случае компания сняла один из своих информационных видеороликов. Рассказывая о почти фатальной ошибке опытного сюрвейера, мы стремимся предостеречь моряков от самоуспокоенности в отношении рисков, связанных с входом в закрытые помещения, и подчеркнуть важность подготовки и соблюдения установленных процедур – даже для тех, кто «делал это тысячу раз». и уверен, что «знают эту процедуру от А до Я».
В Российском профессиональном союзе моряков отмечают, что перечисленные выше рекомендации можно смело взять на вооружение морякам, работающим на судах других регистров, потому что ошибаются все, не зависимо от флага страны, под которых ходит судно. При входе в закрытое помещение всегда следует руководствоваться принципом «Безопасность превыше всего» и никогда не идти на поводу у эмоций: спешка может стоить жизни спасаемого и спасающего.
Справка: Gard – крупнейшая страховая компания по страхованию и возмещению ущерба среди 13-ти членов Международной группы клубов P&I, и занимает второе место в отрасли морского страхования после Allianz . Среди ее клиентов - судовладельцы и операторы, верфи и компании, занимающиеся добычей нефти и газа и другие.
По материалам gard.no
Перевод ЦИА РПСМ
Фото: Danny Cornelissen - http://www.portpictures.nl, Attribution, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=611836
Наверх