15.06.2022

Intercargo: за 10 лет зарегистрирована полная гибель 127 балкеров

Международная ассоциация владельцев сухогрузов (Intercargo) недавно направила в Международную морскую организацию (ИМО) свой Отчет о несчастных случаях с сухогрузами за 2012-2021 годы. В нем описывается положение дел с сообщениями о расследовании таких инцидентов, а также проводится классификация гибели судов по различным критериям – причинам,  размерам, возрасту и дедвейту. Всего же за эти годы была зарегистрирована полная гибель 27 балкеров дедвейтом более 10 000 тонн.

На судах разного размера статистика отличается. Так, в сегменте балкеров дедвейтом  от 10 000 до 34 999 тонн зафиксирована полная гибель 6 сухогрузов, что составляет 22,2% от общего числа утерянных за рассматриваемый период судов. Среди судов от 35 000 до 49 000 тонн погибли 5 балкеров (16,3%), при этом, по предварительным данным, причиной одного из инцидентов стало разжижение груза. Также утеряно 7 теплоходов дедвейтом 50 000-59 000 тонн (25,9%). При этом погибло 55 человек  – это 59,8% от общего числа жертв в балкерном секторе (всего 90 человек). Предполагается, что 4 из этих несчастных случаев были связаны с разжижением груза. Наименьшее число погибших судов оказалось в диапазоне дедвейта 60 000-79 000 тонн – 7,4%.

Также было утеряно немало балкеров дедвейтом более 80 000 тонн. Среди случаев, которые вновь привлекли внимание к безопасности крупных сухогрузов – в первую очередь гибель балкера типоразмера Newcastlemax и супер-рудовоза VLOC. Всего же есть информация о 7 случаях полной гибели подобных судов (25,9%). Они унесли жизни 22 человек, или 23,9% от общего числа человеческих жертв.

Самой распространенной причиной гибели сухогрузов за эти годы была посадка на мель: в результате таких инцидентов погибли 13 судов (48,1%). Чаще всего в корне происшествия была человеческая ошибка.

Гибель супер-рудовоза типоразмера VLOC, STELLAR BANNER 2016 года постройки, перевозившего на борту железную руду, произошла  в феврале 2020 года у берегов Бразилии. Факты, обнаруженные в ходе расследования, позволили предположить, помимо прочих нарушений,  серьезные недочеты в принятом компанией порядке несения ходовой навигационной вахты.

Также сообщалось, что посадка на мель сухогруза WAKASHIO типоразмера Newcastlemax, который затем разломился надвое, скорее всего произошла по причине человеческого фактора. Наиболее вероятно, что когда судно проходило в 5 милях к югу от Маврикия, вместо того, чтобы следить за ECDIS, члены экипажа были заняты поиском места хорошего приема сигнала телефонной связи – они хотели поговорить с родными. Этот инцидент свидетельствует о неэффективности  процедур Международного кодекса по управлению безопасностью (МКУБ) и имеющихся руководств.

Другой распространенной причиной гибели судов является разжижение груза. Из 5 судов, утерянных из-за этого, 4 перевозили никелевую руду, еще одно – бокситы. В целом число таких случаев составило 18,5% от общего количества жертв среди сухогрузов  за последнее десятилетие. Эти инциденты унесли жизни 70 моряков (76,1% от числа погибших).

Эффективными способами повышения техники безопасности оказалось изучение уроков, извлеченных из инцидентов и несчастных случаев, а также обмен информацией и опытом. В Intercargo отмечают: очень важно  углублять понимание существующих норм, правил и навыков. Однако на данный момент выводы из отчетов о расследовании происшествий становятся общедоступными с неоправданно большой задержкой. Также подчеркивается: постоянное внимание к осведомленности в вопросах безопасности, таких как техника и меры безопасности, помогает устранить пробелы в понимании в этой сфере и снижает вероятность аналогичных несчастных случаев в будущем.

Помимо этого в ассоциации отметили, что участникам балкерного сектора стоит задуматься о внесении радикальных изменений в конструкцию судов для повышения их безопасности и живучести. К тому же, чтобы предотвратить гибель моряков, отчеты государств флага о несчастных случаях должны тщательно изучаться. На основании выводов нужно вносить изменения в такие документы, как Международная конвенция по охране человеческой жизни на море (СОЛАС), Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ), Конвенция о грузовой марке, Международный кодекс морской перевозки навалочных грузов (IMSBC).

Ознакомиться с отчетом можно здесь.

Российский профессиональный союз моряков подчеркивает, что вопросы безопасности судна и экипажа всегда должны иметь первоочередное значение. Этим проблемам важно уделять внимание не только при обучении моряков, но и при проектировании судов, которое также важно.

По материалам maritimecyprus.com, фотография – Intercargo

Перевод ЦИА РПСМ

↑ 

Наверх