17.06.2022

Крутой забортный трап – источник повышенной опасности

Такой вывод напрашивается из инцидента, недавно описанного страховым клубом American Club в бюллетене по безопасности. Так, в результате падения на трапе, расположенном под слишком большим углом, моряк получил травмы и на несколько дней был госпитализирован.

Инцидент произошел, когда нефтеналивное судно стояло у причала, полностью разгруженное и с малым количеством балласта. Из-за этого надводный борт был высоким, а забортный трап установили под крутым углом. Его надежно закрепили на судне, а вдоль него, в соответствии с требованиями безопасности, натянули страховочную сетку.

В это время отработавший 8-месячный контракт моторист списывался с судна. Судовой агент организовал транспорт, чтобы отвезти его в аэропорт. Однако моряк задерживался, потому что не успевал привести себя в порядок, собрать вещи и оформить необходимые документы. Ждавший его водитель тем временем терял терпение. Наконец моторист закончил все дела и стал спускаться по трапу, на спине у него был тяжелый рюкзак, а в руке – чемодан. Когда он был примерно на середине пути, чемодан ударился об одну из стоек. Моряк об него споткнулся, потерял равновесие, жестко упал и скатился по трапу, остановившись только в самом низу. После этого мотористу потребовалась неотложная медицинская помощь, он два дня пролежал в больнице и только потом смог улететь домой.

Проведенные позже замеры показали, что угол наклона забортного трапа составлял 60°. Тем временем в инструкции производителя указывалось, что он не должен превышать 55°. Сбоку на трапе также была нанесена маркировка с максимально допустимым углом его наклона – 55°.

Позже вахтенный помощник рассказал, что знал, что забортный трап установлен под большим наклоном, так как сам поднимался и спускался по нему, чтобы прочитать марки осадки. Однако он не был в курсе, что существует ограничение по максимальному углу его наклона. Вахтенный у трапа сообщил, что предлагал позвать боцмана, чтобы тот с помощью палубного крана спустил багаж моториста на причал, но моряк ответил, что ему нужно спешить. Боцман тем временем подтвердил, что обычно багаж членов экипажа, запчасти и припасы спускают именно с помощью крана. Моторист по пути вниз нес чемодан и поэтому мог держаться за леера только одной рукой. Из-за того, что на его спине был тяжелый рюкзак, центр тяжести моряка сместился вверх, а риск падения увеличился.

Как отметили в American Club, крутой забортный трап представляет собой угрозу безопасности, которую необходимо исключить, чтобы не подвергать людей риску. Можно, например, увеличить балласт и опустить судно пониже, или, по согласованию с администрацией терминала, воспользоваться специальной платформой, если она есть в наличии, чтобы приподнять нижний конец трапа.

Кроме того, несущие вахту во время стоянки судна в порту помощники капитана должны знать ограничения, предусмотренные при использовании забортного трапа, включая максимально допустимый угол наклона. Лучше всего поместить надпись с этой информацией прямо на нем.

Также всегда необходимо использовать для спуска багажа судовой кран – это позволяет морякам держаться за леера трапа обеими руками, что снижает вероятность их падения или спотыкания.  К тому же, членам экипажа никогда не стоит игнорировать меры безопасности только потому, что они спешат.

Российский профессиональный союз моряков напоминает, что работа на судне всегда сопряжена с рисками. Поэтому о бдительности и мерах безопасности не стоит забывать, даже когда до заветного момента возвращения домой остается всего несколько часов или минут.

По материалам Safety4Sea

Перевод ЦИА РПСМ

↑ 

Наверх