РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Капитан Александр Матвиенко на флоте работает 36 лет, 27 из которых он на высшей командной должности. Большая часть его жизни оказалась связана с работой в Северном Ледовитом океане. «Чем суровее условия, тем интереснее работа», – с таким девизом в 80-е гг. советская молодежь отправлялась покорять далекие регионы.
За Полярным кругом
Александр Михайлович признается: о флотской работе мечтал с самого детства. Он родился далеко от моря – в Челябинской области, а позже вместе с родителями переехал на Украину. После выпуска из училища Александр попал по распределению в Каспнефтегазфлот, а потом решил ехать в Арктику. Говорит, что комфорт тогда не был самоцелью молодежи, географически работу выбирали по принципу «чем суровее условия, тем интереснее». «Наверное, мне хотелось почувствовать себя увереннее и сильнее, – задумывается Александр Михайлович. – Для этого я решил отправиться за романтикой в заполярный поселок Тикси, где работали научные суда полярной гидрографии».
Капитан поясняет: вся отечественная гидрография относится к ведению Вооруженных сил РФ. Исключение составляет лишь гидрография в акватории Севморпути: от Карского до Чукотского морей. Так гражданский моряк оказался в стратегически важном регионе, где проработал большую часть своей жизни.
Глобально потеплело?
– Изменение климата никакой не миф, мой опыт однозначно говорит о том, что действительно идет глобальное потепление, – отвечает капитан на вопрос об изменении климата. – Мы много лет возили в Арктику немецкую экспедицию и экспедицию нашего Арктического и Антарктического научно-исследовательского института, и ученые постоянно замеряли мерзлоту.
Каждый год ледник «уходил» примерно на 6 метров. А на рубеже веков стал таять до 35 метров ежегодно! Например, в проливе Вилькицкого в 80-е почти круглогодично был лед. Чуть теплело в июле, а уже 8 сентября стоял молодой лед. И старые массы льда смерзались с молодыми, поэтому без ледокола пройти было невозможно. Но в 2000-х там заметно потеплело.
Тающие ледники спускаются в арктические воды. От этого северные моря, по словам капитана, совсем не похожи на южные. «Они имеют коричневый оттенок даже в спокойную погоду, – объясняет он. – А в шторм вода там совсем темная. И она практически не пахнет йодом».
То, что не попало на пленку
Полярные льды – не единственное, что наблюдал капитан за годы работы по Севморпути. Конечно, встречался ему и «хозяин Арктики». Вернее, хозяйка. «Медведи не подходят к людям, боятся, совсем другое дело медведица, она у себя дома и защищает свое потомство, – продолжает Александр Михайлович. – Мы как-то вышли с экспедицией, и буквально в ста метрах от нас заметили медведя. Показалось тогда, что небольшой. Женщины из экспедиции побежали к нему, думали, медвежонок. А он встал на задние лапы во весь рост и оказался совсем не медвежонком! Все бегом обратно, еле ноги унесли».
Совсем уж будничным стало за годы работы в Арктике для капитана северное сияние. «К нему быстро привыкаешь, – делится моряк. – Ведь там полгода день, полгода ночь. Обычно оно зеленовато-желтое, и со временем на него просто перестаешь обращать внимание. Другое дело – когда оно цветное, с яркими вкраплениями синего и красного цветов. Это действительно очень красиво, я за 20 лет работы в Арктике встречал такое сияние всего несколько раз, прямо перед Новым годом. Жаль, что в те годы не было цифровых фотоаппаратов».
Ноутбук, мышь и ГЛОНАСС
За прошедший период в судоходстве случился настоящий прорыв, считает наш собеседник. «Если бы мне в 80-е сказали, что я буду ходить поGPS и использовать электронную картографию, я бы, наверное, не понял, о чем вообще речь, – рассуждает капитан. – Конечно, все разработки уже были, но их строго засекречивали. Когда эти новшества стали доступны на гражданском флоте, нам, признаться честно, было очень непросто их осваивать, тем более в большом объеме. На курсах повышения квалификации однажды видел, как капитан правой рукой водил компьютерной мышью, а левой рукой кликал по ней. Ноутбуки мы тогда видели только в экспедициях, это для нас был вообще какой-то «космос». Потом научились, стали ходить по GPS и ГЛОНАСС».
Современный флот невозможно представить без всего этого. «Автоматика, конечно, облегчает работу, с этим вряд ли кто-то будет спорить, – уверен моряк. – Как без компьютера проводить, например, грузовые операции? При этом нельзя терять навык ориентироваться и по бумажным картам».
Весь флот тогда встанет!
Александр Михайлович вернулся домой из очередного рейса – отработал контракт на сухогрузе Pola Alexia, на котором экипаж возил зерно в Бельгию, Нидерланды и страны Балтии. Сотрудничество моряка с региональным отделением компании ИНОК ТМ началось в прошлом году, когда было восстановлено морское сообщение между Сочи, Геленджиком и Новороссийском. В сезон капитан работает на «Комете» – привлекает удобный график. А после закрытия навигации решил уйти на новом сухогрузе компании Pola Rise в составе квалифицированного экипажа из Новороссийска, Ростова-на-Дону и Астрахани.
Матвиенко утверждает: ни в одном порту моряки не встречались с враждебным к себе отношением. «Наших моряков невозможно заменить на глобальном рынке, – считает он. – Филиппинцы, малазийцы, которые сегодня Александр Михайлович Матвиенко: «Мне нравится, что моряк никогда не сидит на месте» доминируют на рынке труда рядового плавсостава, безусловно, хорошие исполнители, а качество подготовки российских офицеров еще со времен СССР – лучшее в мире. Кроме того, не стоит забывать об их количестве.
Если судить по моему опыту, то 70% морских офицеров, которых я слышу в эфире, русскоязычные. Их легко отличить по акценту, когда говорят по-английски. Добавим сюда еще и тех, кто владеют английским в совершенстве, и получится колоссальное количество. Конечно, было много слухов об отказе иностранных судовладельцев от россиян, но думаю, это нереально. Просто весь флот у них тогда встанет».
Не сидится на месте
Сам Александр Матвиенко убежден: профессию он выбрал абсолютно правильно. «В то время, когда я начинал, вокруг нее было много романтики, – объясняет он.– Еще мне очень нравилось настоящее морское братство. Экипажи стабильно работали, мы дружили и на берегу. Эта работа никогда не была для меня рутиной».
На вопрос, что же больше всего любит в своей работе, капитан задумывается: «Наверное, я не смогу подобрать нужные слова. Я действительно очень люблю свою работу, за все. Не было ни дня, чтобы я пожалел о выбранной профессии. Моряк никогда не сидит на месте, и это движение мне нравится больше всего».
Источник: «Морская профсоюзная газета»
Наверх