РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Через два с небольшим месяца после отплытия из Англии автономное судно Mayflower (MAS) прибыло в Плимут, штат Массачусетс. Это рейс уже вошел в историю: Mayflower – крупнейшее безэкипажное судно, совершившее трансатлантический переход, что по праву можно считать поворотным моментом в судоходстве.
Напомним, что проект был запущен в 2016 году некоммерческой морской научно-исследовательской организацией ProMare. Первоначальной целью стало применение искусственного интеллекта (ИИ) в морских исследованиях – для сбора данных. Позже к инициативе присоединились другие компании, помогая разрабатывать технологическое оснащение: с их помощью на судно внедрили шесть камер с искусственным интеллектом, более 30 датчиков и 15 периферийных устройств, данные с которых интерпретировал и анализировал «Капитан ИИ».
По словам специалистов, полученная информация, а также программирование систем позволили соблюдать морское право, за доли секунды принимать важные решения, такие как отклонения от курса в обход опасных объектов или морских животных. Все это – без участия человека. Кроме того, «Капитан ИИ» учился на данных, оценивал и оптимизировал решения, одновременно управляя рисками для завершения перехода.
Рейс стал второй попыткой Mayflower пересечь Атлантику. Первую, предпринятую в 2021 году, пришлось отменить из-за обнаруженной технической неисправности. В путешествии, стартовавшем в апреле 2022 года, также не обошлось без проблем – судну даже пришлось отклониться от курса и направиться к Азорским островам, где специалисты диагностировали неполадки и дозаправили Mayflower. В июне группа, наблюдавшая за рейсом, приняла решение развернуть судно в Галифакс, Канада, так как снова возникли проблемы. В заключительный этап исторического перехода Mayflower вышел из Канады 27 июня, преодолев в общей сложности около 3900 морских миль без экипажа на борту. К слову, существовали планы по отплытию Mayflower в Вашингтон, округ Колумбия, однако их отложили или отменили.
– На самом деле все только начинается, – сказал Роб Хай, главный технический директор IBM, в интервью Boston Globe. Он уверен: опыт, полученный во время этого рейса, станет толчком к прогрессу в развитии искусственного интеллекта и автономного судоходства, а также сможет дополнить существующие судовые системы технологиями, которые упростят и облегчат быт и работу экипажей на борту.
Добавим, что серьезные достижения в этой области, подтверждающие огромный потенциал автономного судоходства, демонстрируют Япония и Южная Корея. Японцы показали, как паромы и контейнеровозы, которыми управляют компьютеры, совершают каботажные рейсы, а также швартовку и отход от причалов. Так, LPG-танкер в автономном режиме проделал примерно половину своего пути через Тихий океан – примерно 5400 морских миль, обойдя более 100 судов и постоянно оптимизируя рейс.
ProMare объявила, что в ближайшее время появится дополнительная информация о предстоящих проектах с участием Mayflower.
В Российском профсоюзе моряков отмечают: автономные суда вполне могут стать альтернативным решением некоторых проблем, с которыми сегодня сталкиваются моряки, например, сменой, но вместе с тем на примере Mayflower ясно одно – торговому судоходству по-прежнему нужны специалисты для обслуживания инфраструктуры.
Источник maritime-executive.com; перевод ЦИА РПСМ; фото IBM/ProMare
Наверх