РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Согласно недавнему решению голландского суда менеджеры,
судовладельцы и фрахтователи обязаны соблюдать пункт договоров, запрещающий
поручать морякам опасную работу по креплению грузов, если есть возможность ее
выполнения профессиональными докерами. В Международной федерации транспортников
(МФТ) эту победу считают очень важной и имеющей далеко идущие последствия для
безопасности моряков. Ведь несмотря на то, что еще в 2018 году на Международном
переговорном форуме (IBF) была достигнута договоренность, согласно которой с 1
января 2020 года опасной работой по креплению и раскреплению грузов на
работающих по колдоговору IBF судах должны заниматься только докеры, часто она не соблюдалась.
Из-за фактического отказа следовать требованиям
соответствующего положения о работе, которую не должны выполнять моряки (IBF
Dockers’ Clause, или Non-Seafarers’ Work Clause), в 2020 году в Нидерландах
МФТ, профсоюзы FNV Havens и Nautilus NL подали
в суд на компании Marlow Cyprus, Marlow Netherlands и Expert Shipping.
Окружной суд при этом полностью встал на их сторону. Так,
согласно вынесенному решению, компании, нанимающие моряков от имени
судовладельцев, должны обеспечить, чтобы работа по обработке грузов по
возможности выполнялась подготовленными местными докерами, а не возлагалась на членов
экипажей в качестве дополнительной обязанности. Это решение означает повышение
уровня безопасности для моряков и гарантию рабочих мест для докеров.
Суд подчеркнул важность надлежащего выполнения соглашений,
достигнутых в рамках социального диалога, и их обязательный характер. Он также
подтвердил Олбанское исключение (Albany exemption), которое предусматривает,
что коллективные договоры освобождаются от определенных требований
законодательства ЕС о конкуренции. Президент МФТ и председатель секции докеров
Пэдди Крамлин отметил, что суд ясно дал понять: стороны обязаны выполнять
условия соглашения.
Основные итоги разбирательства можно сформулировать следующим
образом: положение Non-Seafarers’ Work Clause отвечает интересам безопасности
моряков; любые побочные эффекты (например, защита рабочих мест докеров) к делу
не относятся, однако солидарность докеров и моряков не является нежелательной; компания Marlow должна
обеспечить выполнение положения
фрахтователями. Также акцент ставится на важности социального диалога и
необходимости соблюдения соглашений.
– На этой неделе суд напомнил работодателям, против которых
мы выиграли это принципиально важное дело, что на самом деле означает быть
социальным партнером: всегда держать свое слово и выполнять обещанное, –
подчеркнул Крамлин. – Моряки, докеры и профсоюзы соблюдают свою часть договоренностей,
что приносит компаниям стабильную прибыль. Победа в суде – большой шаг вперед в
рамках проводимой нами кампании, но мы не успокоимся, пока не заставим всех
фрахтователей соблюдать принятое положение. Теперь этим работодателям пора
вернуться к настоящему социальному диалогу и добросовестному выполнению
соглашений с профсоюзами, включая вопросы
реализации положения о работе, которую не должны выполнять моряки. В отрасли
есть серьезные проблемы, требующие совместного решения, и мы останемся частью
Международного переговорного форума, который уже почти 20 лет способствует
повышению заработной платы и улучшению условий труда моряков.
В свою очередь вице-председатель секции докеров МФТ Ниек
Стам, возглавляющий голландский профсоюз FNV Havens, подчеркнул, что это
судебное решение стало победой как для моряков, безопасность которых в
результате повысится, так и докеров, чьи рабочие места получат дополнительную
защиту. «Тот, кто не борется, никогда не победит, – отметил он. – Это
единственный логичный исход судебного процесса – в противном случае подпись под
документом уже ничего бы не стоила. Сделка есть сделка. Когда морякам
приходится выполнять работу по креплению грузов, они сильно рискуют, ведь
обычно никто из них не имеет соответствующей подготовки и не знает об
опасностях, которые представляют собой движущиеся краны».
– Это решение ясно дает понять судовладельцам, что
соблюдение условий коллективного договора является юридическим требованием, – отметила
генеральный секретарь Европейской федерации транспортников Ливия Спера. – Это
результат многолетней напряженной работы
профсоюза, и вынесенный судом вердикт – победа для моряков и докеров.
Речь идет о безопасности наших транспортников, об обязанности фрахтователей
использовать специализированную рабочую силу докеров, а не ставить под угрозу моряков.
Российский профессиональный союз моряков отмечает, что
выполнение работ по креплению
контейнеров прежде не раз приводило к травмам и даже гибели членов экипажей.
Поэтому для их безопасности крайне важно, чтобы им не поручали труд, в котором
они не являются специалистами, а доверили его настоящим профессионалам своего
дела – докерам.
По материалам itfglobal.org
Перевод ЦИА РПСМ
Наверх