21.07.2022

Cбор достоверных данных о самоубийствах поможет управлять проблемой

Международный институт маркетинговых и социологических исследований (Ipsos) по поручению Департамента транспорта (DfT) и Агентства морской безопасности и береговой охраны (MCA) провел исследование на тему психического здоровья моряков и самоубийств среди этой категории работников. В период с 7 марта по 1 апреля 2022 года удалось провести 20 детальных интервью. Учитывая деликатный характер темы, авторы исследования решили, что опрос будет проводиться среди специально отобранных участников, которые работают с экипажами или имели такой опыт. Так сформировали группу, состоящую из представителей судоходных компаний, операторов, страховщиков, морских благотворительных организаций, капелланской службы и профсоюзов. Результаты исследования призваны помочь отрасли заполнить пробелы в знаниях по проблеме самоубийств и послужить основой для обязательного учета суицидов в море.

Психическое здоровье моряков

Прежде всего участники опроса определили профессиональную деятельность моряков как чрезвычайно сложную, поскольку она осуществляется в уникальной социальной среде. Не раз подчеркивалось, что целый ряд структурных проблем негативно влияет на психическое здоровье труженика флота, включая продолжительный рабочий день, изоляцию, усталость и финансовую нестабильность.

Кроме того, многие согласились с тем, что Covid-19 серьезно увеличил психологическую и физическую нагрузку на моряков. Что касается ментального здоровья, то интервьюируемые отмечали, что эта тема недостаточно изучена среди плавсостава и отрасли в целом.

Поддержка ментального благополучия 

Большинство респондентов указали на то, что крупные судоходные компании предлагают  более обширные программы поддержки психического здоровья моряков, чем мелкие судовладельцы. Среди них – помощь сотрудникам, телефон доверия/горячая линия психологической поддержки, дни психологического здоровья.

Участники опроса рассказали, что большую помощь оказывают капелланы – они поддерживают членов экипажей, которые обращаются к ним при заходе в порт и по телефону в рейсе. 

Основной вклад профсоюзов в этом вопросе заключается в реализации образовательных программ по вопросам психического здоровья и повышении осведомленности и информирования об имеющихся службах и программах ментального благополучия.

Участники опроса также отметили работу благотворительных организаций, которые  помогают онлайн, по телефону и лично.

Респонденты подчеркнули, что не все моряки чувствуют себя комфортно, обращаясь за  подобного рода помощью, отчасти из-за культурных предрассудков в отношении ментального здоровья и опасений огласки личных проблем.

Исследование показало, что в целом поддержка моряков не носит постоянный или последовательный характер.

Самоубийства среди плавсостава

Многие участники опроса признали, что эта проблема, безусловно, носит серьезный характер, и для ее решения отрасль должна прикладывать больше усилий. По общему мнению, самоубийства моряков – это не самостоятельное явление, которое неразрывно связано с трудностями в работе.

Внимание заострили на том, что суициды на борту судна – это травмирующий опыт для всех членов экипажа, которые могут винить себя в произошедшем, что еще больше подрывает психику.  Однако также отмечается, что пока это – малоизученная тема, моряки неохотно ее обсуждают из-за культурных и религиозных соображений.

Что касается судоходных компаний, смерть на борту обходится им дорого. Это касается и финансовой стороны, так как может измениться график движения судна и появиться необходимость в замене, и репутации – суицид на борту способен повлиять на желание моряков работать в конкретной компании. 

Учет случаев самоубийства

Участники опроса рассказали, что существуют разные нестандартизированные способы регистрации суицидов в море, однако этими данными редко делятся. Так, исследование помогло определить несколько ключевых сложностей ведения статистики. Помимо «проблемы неопределенности», которая заключается в том, что некоторые случаи смерти на борту не являются доказанными самоубийствами, существенную трудность представляет вопрос о том, какие случаи следует включать в базу – только те, что произошли непосредственно на борту или в том числе инциденты на берегу после списания. 

Так или иначе складывается ощущение, что статистика суицидов занижена по нескольким причинам. В первую очередь это связано с тем, что зачастую трудно установить, является ли смерть на борту результатом самоубийства или несчастным случаем. Кроме того, такая неопределенность приводит к тому, что компании нередко предпочитают не регистрировать смерть как самоубийство. Занижение реального масштаба проблемы происходит и из-за того, что многие страховые полисы не предусматривают выплаты в случае, когда человек накладывает на себя руки.

Сделать по-другому

По мнению участников опроса, желательно, чтобы подход отрасли к решению проблемы психического здоровья моряков стал комплексным и упреждающим, превентивным, а не пассивным и реагирующим на уже возникшую ситуацию, как это происходит сейчас.

Кроме того, высказывалось мнение, что ключевое значение для решения проблемы имеет включение «психической пригодности» сверху вниз – через организационную и корпоративную культуру и снизу вверх – в процессе обучения и при найме моряков.

Среди респондентов существует убеждение, что отрасли следует прикладывать больше усилий для сбора достоверных данных о самоубийствах.

В Российском профсоюзе моряков отмечают: чтобы не стать частью печальной статистики, важно следить за здоровьем и не бояться просить помощи. Кроме того, постоянная работа над собой тоже поможет отогнать мрачные мысли и тревожность: не стоит забывать о регулярных физических упражнениях, полноценном сне и правильном питании, отдыхе и живом общении. В РПСМ также убеждены: существует связь между суицидальными мыслями у моряков и условиями их труда на судне. Необходимо создание на борту максимально комфортной обстановки и такая заработная плата, которая будет соответствовать труду моряка, – это тоже позволит снизить риски. 

Источник safety4sea.com; перевод ЦИА РПСМ; фото Shutterstock


↑ 

Наверх