22.07.2022

Из кадетов – в капитаны!


Если каждый солдат мечтает стать генералом, то каждый матрос – капитаном или стармехом. И мечты эти вполне осуществимы при должном желании и упорстве. Калининградская региональная организация Российского профессионального союза моряков (КРО РПСМ) поговорила с несколькими моряками – недавними матросами и мотористами, сегодня уже занявшими должности старших помощников и капитанов, – и дала несколько советов кадетам, которые хотят повторить их карьерный путь и просто не упасть в грязь лицом в первых рейсах.

Один из тех, кто может служить примером для молодых и целеустремленных, – капитан Александр Купчихин, кажется, еще совсем недавно бывший матросом. В 2013 году он пришел в круинговую компанию «РусАм» в должности OS, уже в 2017 году стал старшим помощником, а в конце 2021 года в возрасте 34 лет впервые отправился в рейс в качестве капитана на судне Oslo Eagle. Так Александр Купчихин стал одним из самых молодых людей в этой должности на флоте, комплектуемом компанией.

– И это только частный пример, – рассказала председатель КРО РПСМ Людмила Измалкова. –  Всего же за последние 12 лет повышены были более 300 моряков-членов РПСМ. Ежегодно в компании вырастают по два капитана и стармеха, по три старпома и вторых механика.  Лидирующими должностями стали третьи помощники и АВ – по 10 и 7 карьерных продвижений соответственно.

По-прежнему часто моряки выбирают профессию вслед за своими родителями.  Например, в прошлом матрос OS, а теперь старший помощник на судне Oriole Вадим Нестерчук, пошел в море по стопам своего отца, капитана Александра Нестерчука. Сейчас оба не первый год через компанию «РусАм» устраиваются на балкеры судовладельца Eagle Bulk, работающие под коллективными договорами профсоюза.  

Такие примеры отлично подходят для того, чтобы кадеты почувствовали: если приложить должные усилия и зарекомендовать себя на судне как хорошего специалиста, повышения долго ждать не придется. Однако голой мотивации в этом деле мало.

Так, кадет прибывает на борт, чтобы то, чему его научили в теории, применить на практике. Будущий штурман – на палубе и мостике, механик и электромеханик – в машинном отделении, рефмеханики – в машине и помещениях с холодильным оборудованием. Работающие с кадетами компании набирают их, надеясь однажды получить хороших, адекватных специалистов. Они соблюдают правило 4/4, когда 4 часа кадет учится, а другие 4 – выполняет работу матроса.

Тем не менее достаточно часто встречается ситуация, когда кадеты воспринимаются практически бесплатной рабочей силой и им поручают долбить палубу от ржавчины по 12 часов в сутки.

– Есть и другие крайности, уже со стороны кадетов, которые считают, что им все должны и капитан не указ, – отметила Людмила Измалкова. – Поэтому мы собрали различные мнения, объединили их и вывели несколько рекомендаций о том, что нужно и не нужно делать начинающим, чтобы дальнейшая карьера сложилась хорошо.

Итак, нужно:

– прибыв на судно, в первый же день открыть свою Training Record Book (ТРБ, или Книга регистрации подготовки), не забыв ее дома, и забить туда всю информацию о теплоходе. Инструкция по заполнению ТРБ содержится в самой книге;

– брать у офицера, который возьмет на себя обучение, уроки по вопросам в ТРБ;

– прибыв на судно, отдать капитану все сертификаты, дипломы, паспорт. И сразу приступить к вахте или работе; 

–на вахте со штурманом повторять Международные правила предупреждения столкновений судов в море (МППСС), предварительно их выучив;

– спрашивать, как пользоваться приборами, но сначала прочитать  инструкции;

– просить заполнять судовой журнал, журнал поправок МК/ГК и другие бумаги, которые дадут;

– изучать спасательное и противопожарное оборудование (LSA и FFA), его принцип работы, проверки, записи в журналах проверок, PMS, кнопки на всех устройствах, грибки, гусаки, трубы, схемы швартовки;

– общаться с людьми: слушать, анализировать, спрашивать.

Не нужно:

– думать, что всегда прав;

– обращаться на «ты» к офицерам, капитану и старшим коллегам;

– игнорировать нормы поведения;

– входить на мостик без спроса;

– употреблять алкоголь.

Все остальное, считают в КРО РПСМ, обязательно придет с опытом.

По материалам КРО РПСМ


↑ 

Наверх