РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Человеческий фактор – тема, которая широко обсуждается в любой отрасли, где безопасность является предметом особой значимости, а несчастные случаи – печальной повседневной реальностью. В попытке вскрыть глубинные причины морских происшествий в последние годы все чаще используются такие термины, как «человеческая деятельность» и «человеческий фактор», которые нередко ошибочно используют как взаимозаменяемые.
Когда говорится о «человеческой ошибке», то как правило речь идет об инцидентах, связанных с участием человека. По данным Европейского агентства морской безопасности (EMSA), 89,5% всех морских происшествий с 2014 по 2020 гг. так или иначе оказались связаны с действиями людей. Может сложиться впечатление, что люди являются причиной аварий. При этом легко забыть, что большинство решений и, следовательно, ошибок – часто результат того, как устроен рабочий процесс. Тут имеют значение множество аспектов – от режимов работы до способов обеспечения контроля, от взаимодействия людей в трудовом процессе до влияния руководителей на корпоративную культуру в целом.
В то же время большинство исследований человеческого фактора сосредоточено на человеческой деятельности – работе. Однако особенность ее организации на торговом флоте заключается в том, что для моряков условия труда и быта – одна и та же среда. Они работают и спят, переживают и расслабляются, едят и отдыхают в одном и том же замкнутом пространстве – на борту. И все это в течение длительного времени.
Так чем же отличаются понятия «человеческий фактор» и «человеческая деятельность» в такой специфической производственной среде, как торговый флот?
Человеческий фактор
Всемирная организация здравоохранения определяет человеческий фактор как «совокупность факторов окружающей, организационной и производственной сред, а также человеческих и индивидуальных характеристик, которые влияют на поведение человека во время работы и от которых может зависеть здоровье и безопасность». Это означает, что в широком понимании человеческий фактор определяется тремя взаимосвязанными аспектами, которые нельзя рассматривать по отдельности, – работа, характер человека, организация труда.
В первом значение имеет характер выполняемых заданий, рабочая нагрузка, рабочая среда и рабочие процедуры. Примером может служить повседневный труд моряка на борту судна. Индивидуальные характеристики человека включают в себя компетентность, навыки, личностные качества специалиста, отношение к работе, восприятие рисков. Важно отметить, что личностные черты – это неизменные, фиксированные параметры, в то время как ряд других характеристик, таких как профессионально-технические и коммуникативные навыки, можно развивать и совершенствовать. Третий аспект – организация труда – включает в себя режим работы, культуру безопасности, внутренние коммуникации, тип руководства. В такой сложной отрасли, как судоходство, корпоративная культура способна оказывать заметное влияние на формирование стиля поведения в процессе работы, от которого зависит не только эффективность эксплуатации судна, но и безопасность.
«Смертельная дюжина»
Агентство морской безопасности и береговой охраны Великобритании (MCA) выделило 12 наиболее распространенных человеческих факторов, от которых во многом зависит безопасность на море, – «Смертельную дюжину». Они чаще всего заставляют людей совершать ошибки:
– ситуационная осведомленность – вы действительно уверены в том, что происходит?
– предупреждение об опасности – вы высказываете свои опасения?
– коммуникация – вы достаточно хорошо всех понимаете?
– самоуспокоенность – точно все в порядке?
– культура – на борту эффективная культура безопасности?
– местная практика – эффективность или опасное сокращение необходимых действий?
– работа в команде – вы слаженно работаете вместе?
– профессиональная квалификация – у вас точно компетентная команда?
– уровень рабочей нагрузки – просто занят или опасно перегружен?
– отвлечение внимания – многозадачность или угроза безопасности?
– усталость – просто устал или опасно устал?
– пригодность к работе – так ли это на самом деле?
Человеческая деятельность
Человеческая деятельность – это ряд действий, выполняемых для достижения конкретных результатов. Деятельность обычно является результатом действий (того, что люди делают) и поведения (того, как они делают). Например, почему одни всегда надевают средства индивидуальной защиты, а другие – только, когда боятся быть пойманными?
Специалисты по человеческой деятельности больше внимания уделяют поведенческим характеристикам, таким как стиль руководства и командная работа. Основными методами воздействия на человеческую деятельность являются, прежде всего, обучение, коучинг, повышение информационной осведомленности и методы изменения поведения. Целью влияния на человеческую деятельность является уменьшение количества ошибок и управление средствами контроля. Наличие «правильных» процедур не всегда означает, что люди будут безошибочно им следовать. Как раз для этого и нужны программы безопасности: признавать, что люди совершают ошибки, понимать, почему они их совершают, чтобы уменьшить их количество или исключить в будущем и, в конечном итоге, защитить работников.
Человеческая деятельность представляет собой вклад в производительность и имеет отношение к тому, как люди выполняют свою работу. Основное внимание в области человеческой деятельности уделяется изучению приемов, с помощью которых можно сократить как количество человеческих ошибок, так и масштабы их последствий. Человеческий фактор – более широкое понятие: оно включает взаимодействие между людьми и другими элементами системы. С этой точки зрения можно сказать, что человеческий фактор и человеческая деятельность дополняют друг друга.
В Российском профсоюзе моряков отмечают: понимание обоих терминов имеет большое значение при расследовании аварий и происшествий. «Несмотря на то, что способа устранить все опасности на рабочем месте не существует, надлежащее обучение и своевременная подготовка играют значимую роль в снижении рисков, – говорят в РПСМ. – Обучение по технике безопасности является отправной точкой для большинства организаций».
Источник safety4sea.com; перевод ЦИА РПСМ
Наверх