Для эффективной оценки рисков требуются время и ресурсы
Тщательные планирование и оценка рисков исключат большую часть факторов, способствующих несчастным случаям на судах. Об этом напоминают в Международной ассоциации морских подрядчиков – IMCA опубликовала выводы из инцидента, когда моряк получил тяжелую травму в результате удара 58-миллиметрового якорного троса.
В момент, когда судно отходило от причала, трос, который одним концом крепился к катушке на берегу, натянулся. Используемые стопоры вышли из строя, и трос выскочил из уже ослабленных зажимов барабана. Его конец ударил моряка в тот самый миг, когда он проходил сзади якорной лебедки. Пострадавшего отбросило в переборку. Он упал на палубу в полубессознательном состоянии.
Расследование показало, что проведенная перед началом работ процедура оценки рисков касалась типичных швартовных операций, а инструктаж по технике безопасности прошел на ее основании. Примечательно, что никто не обратил на это внимание. Кроме того, стопор не установили надлежащим образом. Тросы должны фиксироваться только в соответствующей устойчивой точке с помощью стопоров якорной цепи, как подробно описано в Кодексе безопасной практики работы для моряков торгового флота (COSWP 2021). Помимо этого позади лебедки не оказалось заградительных цепей, хотя на этом этапе швартовных операций существовала опасная зона, куда не следовало заходить. Выяснилось также, что за натяжением троса никто не следил. Сопутствующими факторами могли стать нехватка времени и усталость.
В Российском профсоюзе моряков отмечают: в производственных планах необходимо предусматривать достаточно времени и ресурсов для эффективной оценки рисков и инструктажа по безопасности.
– Моряки должны всегда помнить о безопасности и не предпринимать действий, которые могут угрожать здоровью или жизни, – подчеркивают в РПСМ.
По материалам safety4sea.com; перевод ЦИА РПСМ; фото Shutterstock