РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Во всем мире таких людей, как капитан атомного ледокола Руслан
Сасов – всего 14, и все они – россияне. Скоро со спуском на воду новых судов их
станет чуть больше, и в их числе могут оказаться две женщины, которые сейчас занимают
должности старпомов. Недавно Руслан Сасов в ходе рейса на ледоколе «50 лет
Победы» на Северный полюс рассказал «Известиям» о буднях капитана и экипажей
атомоходов, вопросах туристов, сложностях достижения полюса и встречах с
арктическими животными.
Северный быт
– Наивный вопрос – что такое Северный полюс и как понять,
что ты там находишься?
– Северный полюс – это географическое местоположение,
ледника там нет, кругом – Северный Ледовитый океан. И понять, что ты на Северном
полюсе, можно только по координатам – 90⁰00'00''Nord. Все меридианы сходятся в
эту точку на вершине Земли.
Иногда в туристических рейсах к нам на капитанский мостик
приходят пассажиры, показывают телефон с включенным навигатором и говорят – «Разве
это полюс? Мы же еще не дошли». Но мы верим судовому GPS. Кстати, поймать
Северный полюс не так легко, потому что судно постоянно дрейфует из-за течений.
Тем не менее цель любой нашей пассажирской экспедиции – достичь 90⁰00'00''N.
– Расскажите про жизнь на ледоколе: откуда посреди океана вы
берете пресную воду?
– Перед рейсом мы с берега загружаем 600-тонный запас
пресной воды. Цистерны делятся на санитарные и питьевые, вторые проходят
высокую степень очистки. Для пассажирских круизов 600 тонн хватает, но для
длительных рейсов на четыре и более месяцев – нет. Поэтому на ледоколе стоят
большие опреснители – и очищенную таким образом воду мы используем как в
душевых, так и для приготовления пищи. Кроме того, опресненная вода – это, по
сути, дистиллят, а он нужен для атомного реактора.
Многие туристы удивляются, когда видят, что туалеты у нас
способны смывать бесконечно. Дело в том, что для нужд канализации берется
забортная вода. Смыв буквально происходит водой из океана. Конечно, система
обеспечивает не только канализацию, но и охлаждение различных механизмов. Кроме
того, вода из Северного Ледовитого океана в подогретом виде поступает в наш
бассейн для экипажа и пассажиров.
– Как вообще экипаж проводит свободное время? Что есть в
каютах?
– Я бы сказал, у нас созданы все условия, чтобы человек мог
продолжительное время находиться в море. Члены экипажа живут в одноместных
каютах с санузлом, который включает в себя умывальник, туалет, душ и иногда
ванну. Каюты оборудованы кроватями с бортиками на случай качки, диваном,
рабочим столом, шкафами для одежды.
Из развлечений у нас три сауны, бассейн, спортзалы. Недавно
для экипажа появились интернет и телевидение – правда, воспользоваться ими
можно в зоне действия спутников. А в высоких широтах – севернее Земли
Франца-Иосифа – работает только «Иридиум»: глобальная система подвижной
спутниковой связи, обеспечивающая покрытие 100% поверхности Земли. Далеко не
каждое судно им оборудовано, в основном эту систему устанавливают на ледоколах.
– Бывают ли на ледоколе внештатные ситуации? Как в этом
случае действуете вы и команда?
– На случай ЧП прописаны действия для каждого члена экипажа.
Есть специальные чек-листы, по которым можно быстро сориентироваться, что
делать. В мою смену внештатных ситуаций не было. Все-таки, атомный ледокольный
флот – место, где нельзя допускать никаких ошибок.
– Приходилось ли на «50 лет Победы» хоть раз использовать
спасательные шлюпки, которые находятся на борту?
– Только в целях тренировок.
Пополнение флота
– Чем «50 лет Победы» отличается от «Ямала», который тоже
возил на Северный полюс туристов?
– «Ямал» ввели в эксплуатацию в 1992 году, «50 лет Победы» –
в 2007-м. Последний туристический рейс «Ямал» совершил в 2008 году, и практику
решили продолжать на «50 лет Победы». Его изначально делали более удобным для
пассажиров – например, у нас ложкообразный, а не острый нос, что обеспечивает
лучшую устойчивость при качке. Также «50 лет Победы» длиннее на 12 м, потому
что тут есть экологический отсек. Мы не сбрасываем отходы в море, только
очищенную жидкость.
Что касается ходовых качеств – то и у нас, и у «Ямала» по
два ядерных реактора. А вот ледовый пояс – то место, которым ледокол разбивает
лед – у нас, единственных во всем мире, из плакированной стали. Это очень
дорого, но обеспечивает безупречную эксплуатацию. Толщина стали достигает 5 см.
– Строят ли сейчас в России новые ледоколы?
– Конечно. Уже введены в эксплуатацию «Арктика» и «Сибирь».
До конца этого года будет введен в эксплуатацию «Урал». Также запланированы
«Якутия», «Чукотка» и «Россия». Все ледоколы будут работать на всем протяжении
Северного морского пути, поскольку тут открыто много месторождений полезных
ископаемых и оборот очень высок.
Проходимость новых ледоколов больше – до 3 м льда вместо 2,8
м у нас, скорость – выше. При этом количество необходимого экипажа сократится
почти двое: у нас 94 человека, а на новых ледоколах проекта 22220 – всего 56.
Женщина-капитан
– Вы смогли бы управлять круизным лайнером, а капитан
лайнера – атомным ледоколом?
– В моем случае ограничений нет. А вот в обратную сторону
система работает по-другому: все судоводители атомоходов обязаны сначала пройти
практику. Мой путь от четвертого помощника до капитана занял 13 лет. Десять из
них я отработал старпомом.
Всего в мире семь судов с ядерной энергетической установкой,
все они в России. На каждом по два капитана. Таким образом действующих
капитанов атомного флота сейчас только 14.
– Может ли капитаном ледокола стать женщина или специфика
работы не позволяет?
– В советское время это было трудно, но сейчас все поменялось.
У нас на атомном ледокольном флоте две женщины, которые работают старшими
помощниками – это один шаг до капитана.
– С какого года ледоколы возят туристов на Северный полюс?
Из каких они стран?
– Такие круизы наши ледоколы осуществляют с 1993 года. До
2000-х это были в основном туристы из Европы и США, потом стало очень много
пассажиров из Китая. В этом году в августе у нас будет рейс полностью российский.
Сейчас россиян на борту все больше и больше.
– Что туристы хотят увидеть больше всего?
– Помимо Северного полюса пассажирам очень интересно увидеть
арктических животных. Чаще всего мы встречаем белых медведей, моржей, тюленей,
китов, касаток. Но раз на раз не приходится: нужно стоять на палубе и
наблюдать. Общее правило: чем дальше от Земли Франца-Иосифа к Северному полюсу –
тем меньше живности встречается.
В Российском профессиональном союзе моряков отмечают: мир
судоходства меняется, причем речь не только о техническом развитии. Сегодня
даже на борту атомных ледоколов появляются женщины. И хотя их общее число в морской
отрасли пока достаточно невелико – всего около 2% от всех моряков – их пример
может привлечь в судоходство других девушек, показав, что при должном желании и
усердии для них нет ничего невозможного.
Источник – «Известия»
Наверх