РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Обман моряков в той или иной форме сегодня встречается очень часто. Судовладельцы обещают, но не выплачивают зарплаты, и как на дрожжах растет число недобросовестных круингов, которые берут деньги за трудоустройство или другие взносы, а потом просто пропадают или устраивают моряков на субстандартные суда. Международная федерация транспортников и входящие в нее профсоюзы борются с этим, информируя моряков о подобных компаниях. Иногда дело идет и дальше: в ход вступают власти той или иной страны. Так, например, недавно благодаря работе МФТ было приостановлено действие лицензии находящегося на Филиппинах агентства по найму.
«Этого вообще не должно было случиться»
Это произошло после того, как неделю назад МФТ разместила
манильский круинг Global Marine and Offshore Resources Inc в красном списке на
сайте ITFShipBeSure.org, предупредив, что членам экипажей лучше избегать
трудоустройства через эту компанию. Дело в том, что у федерации были неопровержимые
доказательства того, что с четверых моряков она незаконно взяла деньги за
трудоустройство, отправив их работать на суда к владельцам, иным, чем те, что
были указаны в контрактах, а некоторым из них задолжала выплаты за более чем
два месяца. Вскоре после появления информации об этом Департамент по делам трудящихся-мигрантов
Филиппин (DMW) прекратил действие лицензии агентства.
– Замечательно, что филиппинские власти приняли меры и, я
надеюсь, наши доказательства убедят их навсегда запретить работу Global Marine,
– отметил Стив Троусдейл, координатор инспектората МФТ. – Но, по правде говоря,
этого вообще не должно было случиться. Предполагается, что система агентств по
комплектованию экипажей, регулируемая филиппинскими властями, должна защищать
моряков от недобросовестных работодателей. В случае с этими четырьмя
специалистами система явно дала сбой. Мы требуем, чтобы DMW заняла более
жесткую позицию в отношении нечестивых агентов, чтобы подобное нарушение прав
работников никогда не повторилось снова.
Как Global Marine подвела моряков
История началась с того, что четверо моряков, позже
рассказавших свои истории МФТ, получили предложение о трудоустройстве в Дубае:
кто-то на грузовое судно Clivia (ИМО 8668509, 2009 года постройки), владельцем
которого является FG Marine Services SDN BHD, другие – на вспомогательное судно
Muru (ИМО 4542874), хотя в контракте значился неверный номер ИМО. В итоге на
т/х Clivia не попал ни один из них. По прибытии в ОАЭ они оказались на куда
более старых теплоходах. Трое были направлены на Muru, 40-летнее судно в
ужасном состоянии, судовладельцем которого является The Sinbad Navigation
Company DMCC, а не FG Marine. Рикардо Дагами Айа-ай, Цезар Абес Джурилла и Тони
Доун Доманаис де Гузман потребовали увольнения, потому что их контракты не
имели отношения к предложенному им по факту трудоустройству, а условия труда на
борту Muru были крайне неудовлетворительными.
Четвертый моряк, Феликс Роондина Импас, оказался в похожей
ситуации. Он также обнаружил, что место работы не соответствовало заявленному в
трудовом контракте. Его устроили на небольшое судно поддержки AM 230, с
которого он был репатриирован после того, как заболел. Однако он не получил
пособия по болезни и средств на лечение: Global Marine заявила, что его
проблемы со здоровьем существовали еще до трудоустройства, хотя перед отправкой
в ходе медицинского обследования никаких болезней у него обнаружили. Сам он считает,
что его состояние было спровоцировано питьевой водой плохого качества на борту AM
230. Он написал жалобу в DMW.
Каждый из четверых рассказал, что непосредственно перед наймом
в марте и апреле 2022 года они посещали офисы Global Marine в Маниле, где
управляющий флотом Гилберт Торресер попросил их заплатить взнос за
трудоустройство в размере от 600 до 1000 долларов США, которые они ему передали.
При этом подобные практики запрещены Конвенцией 2006 года о труде в морском
судоходстве, которую ратифицировали Филиппины.
МФТ помогла морякам вернуться в Республику в начале июля. После
сильного давления со стороны федерации Global Marine удалось убедить возместить
морякам деньги, которые они заплатили за трудоустройство.
Как отметил Троусдейл, труженикам флота в целом стоит
считывать требование подобных «взносов» как плохой знак: «Моряки должны быть
очень осторожны с агентствами, которые о них просят. Иногда закон нарушается,
потому что круинг не ожидает получить оплату от судовладельца. Это нужно
расценивать, как красный флаг – вам тоже могут не заплатить».
Стоит отметить, что с Sinbad Navigation Company DMCC, в
которую вопреки содержаниям контрактов устроили работать моряков, МФТ уже и
раньше имела дело. На всех шести судах компании случались проблемы: недостаток
еды и воды, неудовлетворительные условия, задолженности перед моряками и
оставление теплоходов.
Всем четверым морякам также задолжали зарплаты, которые они
так и не получили – согласно филиппинским законам, агентства по найму также
несут за это ответственность. Global Marine в июле достигла договоренности на
3000 долларов США с Рикардо Дагами Айа-ай, что намного ниже 7933,28 долларов
США, которые он должен был получить за работу. Остальные все еще требуют
выплаты своих денег более чем за два месяца, общая сумма превышает 11 900
долларов США.
МФТ вступается за моряков
Стив Троусдейл посещал офис Global Marine в Маниле и просил компанию
заплатить этим людям. В ответ его стали уверять, что судовладелец, а не
агентство, несет ответственность за зарплаты. Это не соответствует действительности: нормы
Филиппинского агентства по трудоустройству за рубежом (POEA) говорят об
ответственности агентства по трудоустройству в этом вопросе (Правило II/20). «Я указал на это, но
не получил никакого удовлетворительного ответа, – рассказал Троусдейл. – Как не
услышал его и на вопрос о том, почему с этих моряков взяли плату за
трудоустройство».
– Хотя Global Marine наконец, кажется, начали действовать в
соответствии с некоторыми своими обязательствами после давления МФТ и
филиппинского профсоюза, агентство на протяжении нескольких месяцев все еще
продолжало заключать по сути поддельные договоры, взымать с моряков деньги за
трудоустройство и удерживать зарплаты, – добавил он. – По этим причинам оно
останется в красном списке ITFShipBeSure. Кроме того, мы считаем, что
филиппинские власти должны полностью запретить его работу как агентства по
трудоустройству.
Отметим, что делом этих моряков (и многих других, кто имел
жалобы на филиппинские круинги) занимался инспектор МФТ в Маниле Арвин
Перальта. Он разгневан тем, как много членов экипажей находятся во власти
нечестных агентов: «Недобросовестные компании по трудоустройству делают
посмешище из контрактов, правил и требований POEA, самонадеянно полагая, что
смогут избежать последствий, используя запугивания, деньги и связи. Они
пытаются обмануть и воспользоваться филиппинскими моряками, которые просто
хотят жить честным трудом и обеспечить себя и свои семьи».
Российский профсоюз моряков считает, что все страны, в том
числе и Россия, должны более пристально следить за деятельностью круингов.
Далеко не все они ответственно подходят к своей работе, трудоустраивая моряков к
недобросовестным судовладельцам, и часто за этим не следует никаких последствий.
По материалам МФТ
Наверх