11.08.2022

Ознакомление с судном – важнейший этап процедуры приема-передачи дел

Когда судно меняет владельца и/или менеджера, может пройти немало времени, прежде чем новый экипаж и руководство полностью с ним ознакомятся. Процедура ознакомления начинается сразу после прибытия новой команды на борт и должна завершиться до выхода в море. Этот вопрос регулируется, в частности, пунктом 6.3 Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращению загрязнения (МКУБ). Он гласит, что компания должна установить процедуры, обеспечивающие должное ознакомление персонала, в том числе переведенного на новые должности, связанные с безопасностью и защитой окружающей среды, с возложенными на него обязанностями. Помимо этого должны быть определены, оформлены в виде документов и предоставлены экипажу инструкции, с которыми необходимо ознакомиться до выхода в море. Для безопасной эксплуатации теплохода особенно важно подготовиться к возможной инспекции государственного портового контроля в первом же порту, как и проверкам клубов взаимного страхования P&I. С чем же необходимо ознакомиться, принимая судно?

Так, что касается общих повседневных задач – все офицеры и рядовые должны обратить внимание на СИЗ; сигналы тревоги – общие, пожарные, ЧП, покинуть судно, CO2 и другие; аварийные пути эвакуации; водонепроницаемые двери – где находятся они и пульт сигнализации; аварийный сбор – разъяснение всех обязанностей в аварийной ситуации; сбор шлюпки – спасательная шлюпка, спасательный плот, морские эвакуационные системы, процедуры спуска на воду и обязанности; систему обнаружения пожара – расположение щита и датчиков пожарной сигнализации и разъяснение порядка их срабатывания; механизмы автоматического открывания дверей на противопожарных дверях; средства пожаротушения – местоположение и использование; спасательные средства – местоположение и использование; оборудование для оказания первой помощи; контроль загрязнения окружающей среды; обязанности по охране; систему внутренней связи; расположение закрытых помещений и процедуру входа в них; паспорта безопасности – местоположение и использование;  местонахождение Руководства по СУБ и Руководства по технике безопасности; контактные данные назначенного лица компании (DPA).

Помощник капитана обязательно должен ознакомиться с навигационными системами и оборудованием, машинным телеграфом и управлением  главным двигателем с мостика (процедура перехода на управление машинным отделением); управлением подруливающим(и) устройством(ами); системой рулевого управления – ручная, автопилот, переключение на аварийный режим; маневренными характеристиками и выбегом судна при торможении; управлением гудком; навигационными огнями, сигнальной лампой и поисковыми прожекторами; щитами управления освещением палубы, борта и мостика; оборудованием ГМССБ, включая оборудование УКВ; курсографом и Рекордером машинного телеграфа; Регистратором данных рейса (VDR); аварийно-предупредительной сигнализацией на мостике и индикаторами; устройствами для крепления груза; балластной системой и планом управления балластными водами; системой оповещения о превышении уровня трюмных вод и системой оповещения проникновения морской воды; стационарной системой обнаружения газа; отключением системы вентиляции; управлением палубными механизмами и грузоподъемными устройствами и выключателями аварийной остановки; операциями с крышками люков; системой швартовки.

Инженерам-механикам нужно обратить внимание на запуск главного двигателя (ГД) (с мостика, ЦПУ и на месте), переключение управления ГД; генераторы (дистанционное и непосредственное  управление, параллельная работа) и аварийный дизель-генератор; рулевое устройство – ручное и переключение в аварийный режим; сепаратор нефтесодержащей воды и трюмную систему машинного отделения; котлы; очистители; основные и аварийные воздушные компрессоры; запуск насосов (ручной/автоматический/режим ожидания); перекачку топлива и ГСМ и бункеровку; M.E/D.G/замену топлива котла; систему мониторинга и аварийного оповещения  машинного отделения; восстановление после отключения электропитания; клапаны быстрого закрытия и аварийные отключения; балластную систему и план управления балластными водами; вентиляционную систему; управление палубными механизмами и грузоподъемными устройствами и выключатели аварийной остановки; операции с крышками люков.

Палубная команда должна ознакомиться с управлением палубными механизмами, грузоподъемными устройствами и выключателями аварийной остановки; операциями с крышками люков; рулевой системой; системой швартовки; устройством крепления груза; проведением промеров уровня балластных и льяльных вод .

Команда машинного отделения должна обратить внимание на оборудование машинного отделения; основные и аварийные воздушные компрессоры; клапаны быстрого закрытия и аварийные отключения; балластную систему; проведение промеров уровня льяльных вод.

Также очень важно ознакомиться с дополнительным оборудованием для обеспечения безопасности в зависимости от типа судна: на полярных судах, нефтяных танкерах, танкерах-химовозах, газовозах, пассажирских судах, быстроходных спасательных судах, судах типа Ро-Ро и других есть свои особенности.

В Российском профессиональном союзе моряков отмечают, что каждое судно по-своему уникально и на каждом есть свои особенности. Из соображений безопасности важно обеспечить полное ознакомление с теплоходом абсолютно всех новых членов экипажа и уделить этому повышенное внимание.

По материалам West P&I Club и hellenicshippingnews.com

↑ 

Наверх