РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Северный морской путь – стратегически важное направление для
России. Он короче пути из Европы в Азию через Суэцкий канал и потому
привлекателен для торговли. Но чтобы по нему могли ходить современные большие суда,
нужно сделать это направление полностью безопасным. Именно над этим сейчас
работают гидрографы Государственного университета морского и речного флота
имени адмирала С. О. Макарова.
Северный морской путь (СМП) существует уже давно: маршруты,
по которым суда могут пройти от Карских ворот до Берингова пролива, проложили
еще в прошлые века. Но они рассчитаны на борта с небольшой (до 7 метров)
осадкой. Время же не стоит на месте, технологии меняются – изучение акватории
Севморпути необходимо продолжать.
СМП считается стратегически важным, поскольку решает
несколько значимых для страны задач. Первая – доставка грузов для постоянных
жителей Крайнего Севера: суда так называемого «северного завоза» следуют по
СМП. Обратно они идут тоже груженые, но уже товарами, на которые богат Север:
лесом и пушниной. По данным полпреда президента в Дальневосточном федеральном
округе Юрия Трутнева, озвученным в апреле 2022 года, ежегодно в рамках
«северного завоза» перевозят примерно 2 млн тонн продукции, необходимой населению
северных регионов.
Вторая задача Севморпути – транзит. Путь из Европы в
Юго-Восточную Азию через Арктику значительно более короткий, чем маршрут,
проходящий через Суэцкий канал. Дорога через северные моря привлекательна для
тех, кто занимается торговым судоходством, в котором всегда ищут новые
возможности доставки. При обеспечении должной безопасности плавания Севморпуть вероятнее
всего станет востребованным не только у отечественных, но и у зарубежных
коммерсантов.
Третья важнейшая задача, которой может помочь реализоваться
СМП – транспортировка полезных ископаемых, найденных в Арктике. За время
изучения региона там были обнаружены большие залежи углеводородов и редких
металлов – например, никеля. И это в корне изменило подход к Севморпути: если
прежде по нему передвигались сравнительно небольшие суда, то вывоз ресурсов
потребовал совсем других объемов. Так по СМП пошли крупнотоннажные борта с
большой осадкой: например, огромный газовоз «Кристоф де Маржери» компании
«Совкомфлот». Он способен за один раз перевезти такой объем голубого топлива,
которого хватит на обеспечение целого города-миллионника в течение 7 месяцев.
Акватория СМП мелководна – глубины 13-20 метров могут
встретиться в сотнях миль от берега. Поэтому практически каждый камень на дне
становится опасным для глубоко сидящего в воде судна.
«В 2012 году был
принят закон о Северном морском пути, и там было заявлено, что его акватория – а
это уже район, а не тоненькая ниточка «тропинок» – должна быть безопасной для
навигации, – рассказывает декан арктического факультета ГУМРФ имени адмирала С.
О. Макарова Андрей Афонин. – Севморпуть состоялся в виде маршрутов, но теперь
возникло желание превратить его площадь в пути, безопасные в том числе и для
больших судов. Это стало очередным направлением исследований гидрографов».
Однако кроме прокладывания новых маршрутов, необходимо было
решить одну важнейшую задачу – сделать Севморпуть круглогодичным. В навигации
до недавнего времени были жесткие ограничения, которые формировались ледовыми
условиями. С осени и до поздней весны СМП замирал. Это было допустимо, когда
основной задачей была доставка продукции для жителей Крайнего Севера – с ней
справлялись в период летней навигации. Но транспортировать полезные ископаемые
нужно без перерыва.
Сейчас в западном направлении Севморпуть используется
круглый год. Но везти полезные ископаемые, например, в Индокитай и
Юго-Восточную Азию удобнее, если идти на восток. Поэтому недавно ученые ГУМРФ
провели исследования, задача которых заключалась в оценке возможности вывоза
углеводородов на восток. Так началась работа по изучению восточного сектора
Арктики, который в перспективе станет доступен круглогодично.
В Российском профессиональном союзе моряков отмечают, что
развитие важных морских путей – это значимая задача для отрасли и страны,
которая способствует движению вперед российского судоходства. В целом же СМП
давно находится в зоне пристального внимания профсоюза.
Так, председатель Российского профессионального союза
моряков Юрий Сухоруков во время подписания Соглашения о сотрудничестве между
Общероссийским профессиональным союзом работников нефтяной, газовой отраслей
промышленности и строительства, РПСМ и Российским профессиональным союзом
работников атомной энергетики и промышленности, прошедшего в 2021 году,
отметил: «Наша основная задача сегодня – это защита национального морского
рынка труда, сохранение и увеличение рабочих мест для российских моряков,
занятых в Арктике на разведке, добыче и транспортировке углеводородов. В
настоящее время ситуация такова, что все больше иностранных судов с
иностранными экипажами на борту получают разрешение на работу в каботаже и
вовлекаются в процесс транспортировки по Северному морскому пути, что, с нашей
точки зрения, совершенно недопустимо. Это противоречит принятой стратегии
развития Северного морского пути (СМП), согласно которой перевозка добытых
углеводородов должна осуществляться на судах российских владельцев, построенных
в нашей стране, с российскими экипажами на борту. Я уверен, что сотрудничество
трех крупнейших национальных профсоюзов в рамках реализации государственной
программы по развитию Арктической зоны и СМП позволит переломить ситуацию: мы
будем добиваться, чтобы в этой стратегически важной экономической зоне
трудились исключительно российские моряки».
Источник – газета «Фонтанка», фотография – Википедия
Наверх