РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
В этом убежден Стивен Джонс, основатель проекта «Индекс счастья моряков».
Наверное, многие слышали о таком понятии как зеленый камуфляж, или гринвошинг. Это – форма экологического маркетинга, где обширно применяется «зеленый» пиар. Его задача – ввести потребителя в заблуждение относительно целей организации или производителя в экологичности продукции или услуги, то есть представить в благоприятном свете. Какое отношение это имеет к морякам? При анализе результатов последнего отчета «Индекса счастья моряков» благотворительной организации The Mission to Seafarers можно увидеть пугающе схожие попытки преувеличить позитивные моменты в ущерб действительности – нечто похожее на зеленый камуфляж. На это обращает внимание Стивен Джонс.
Он говорит, что в последнем квартале отмечался скачок в показателях благополучия экипажей, поскольку ситуация со сменой улучшилась, ковидные ограничения ослабли, а в Конвенцию о труде в морском судоходстве вошла поправка об обязательном обеспечении моряков интернетом в рейсе.
– Однако все может быть не совсем так, как кажется на первый взгляд. Есть ряд серьезных «но», – уверен Стивен Джонс. – Мы заметили потенциально тревожную тенденцию: похоже, предпринимались искусственные попытки поднять моральный дух моряков, однако реальных оснований к этому не было. Снова и снова они говорят о том, что на борту появились спортивные тренажеры или современное аудиовизуальное оборудование, даже холодильники в каютах. То тут, то там с энтузиазмом предлагается создавать на борту рекреационные зоны – все это с целью сплочения экипажа и поднятия настроения в команде. Действительно, кажется, что цель достигнута: наконец, нужды и желания моряков дошли до тех, кто должен заниматься вопросами благополучия. Работа выполнена? Увы, если внимательно проанализировать, что говорят моряки, то можно увидеть не такую радужную картину.
Несмотря на благие намерения, многие члены экипажей отмечают, что у них нет ни времени, ни сил на то, чтобы заниматься чем-либо еще, кроме выполнения рабочих обязанностей, приема пищи и сна. А какой толк в спортинвентаре и рекреационных пространствах, если нет возможности получить удовольствие от всех этих вещей?
По словам Стивена Джонса, это – тревожная тенденция, когда компания пытается преувеличить пользу от предлагаемых на борту удобств и услуг, чем есть на самом деле. На деле получается наигранная улыбка. А как же многочисленные инициативы по проверке условий для отдыха на борту? Сложно предположить, что судно с новейшим оборудованием для занятий спортом, кучей разных вещей для развлечений не пройдет какую-либо инспекцию. Как экипаж может быть недоволен, имея на борту 60-дюймовый OLED-экран, новейшую систему караоке Sony, игровую приставку PS5 и тренажерный зал, которому позавидовал бы непобежденный британский боксер-профессионал Тайсон Фьюри?
– Представьте, что все эти вещи есть, но нет времени, чтобы ими пользоваться. Никакого перерыва в изматывающем графике – только работа, работа и еще раз работа. На самом деле, если проанализировать мнения моряков, то можно услышать одно и то же: дел по горло – времени мало. Суровая правда заключается в том, что работа отнимает у них всю энергию – на более-менее активный отдых просто не остается сил. Да, компании внедряют новые программы, направленные на заботу о благополучии членов экипажей, однако для того, чтобы добиться успехов, нужно больше, чем намерения. Необходима эмпатия, а это предполагает более тщательный подход, который позволит заглянуть за пределы очевидного. Нужно видеть реальную картину целиком, а не какой-то отретушированный фрагмент, – объясняет Джонс.
Он убежден: настоящие изменения заключаются в понимании подлинных препятствий на пути к прогрессу. В данном случае они в том, что слишком много работы предназначено для малочисленных экипажей. Так, многие моряки жалуются на усталость, стресс, раздражение, разочарование и отсутствие поддержки. Они не могут подпевать любимой песне или жать штангу, хотя такая возможность у них, вроде, есть. Это усиливает чувство неудовлетворенности.
По мнению Стивена Джонса, мерилом благополучия должны служить настоящие поддержка и понимание со стороны компании, руководство которой осознает: самочувствие людей улучшается, когда есть время расслабиться, когда они чувствуют реальную заботу, когда рабочий график позволяет отдохнуть, а не просто забыться тяжелым сном.
– Тренажерный зал, домашний кинотеатр, караоке, настольные игры – все это должно стать частью более глубоких перемен. Их смысл в том, чтобы члены экипажей получили свободное от работы время и возможность восстановиться. Остальное – иллюзия и камуфляж.
В Российском профсоюзе моряков подчеркивают, что благополучие членов экипажей на борту имеет огромное значение по многим причинам. Если моряки испытывают стресс, избыточную рабочую нагрузку, не имеют возможности сойти на берег и отдохнуть от вахты, это крайне негативно скажется на их психологическом состоянии, приведет к усталости и увеличит риск ошибок и возможных инцидентов. Поэтому государствам и судовладельцам стоит всерьез воспринимать эти проблемы и обеспечить все возможности для полноценного отдыха, увольнения на берег и своевременной смены.
Источник и фото splash247.com; перевод ЦИА РПСМ
Наверх