РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Крупнейший мировой контейнерный оператор Maersk расстался со своей долей в российских портах: входящая в состав компании APM Terminals (APMT) продала свои 30,75% в Global Ports уже владеющей долей такого же размера группе «Дело». Об этом стало известно 29 августа. В APMT отметили, что больше у компании нет ни активов, ни бизнеса в России.
Условия покупки не раскрываются, сообщается только, что
сделка заключена на рыночных условиях и включает возможность для APMT вернуться
в будущем к совместному бизнесу с группой «Дело». Ей еще предстоит согласование
с госорганами РФ. «Мы рады, что завершили сделку по плану и в сотрудничестве с
нашим долгосрочным партнером «Дело», что позволяет осуществить упорядоченный
выход из Global Ports в соответствии с нашим решением о прекращении бизнеса в
России», – цитирует APMT своего гендиректора Кита Свендсена.
Сейчас Global Ports – крупнейший оператор контейнерных
терминалов в России – управляет четырьмя терминалами на Балтике и одним на
Дальнем Востоке. По итогам первого полугодия контейнерооборот компании
сократился на 22,6%, до 611 тысяч TEU. Скорректированная EBITDA (прибыль
компании до вычета процентов, налогов, износа и амортизации) выросла на 28%, до
$145,6 млн, при этом группа отразила чистый убыток в $400,7 млн, поскольку
произвела обесценение своих активов на Балтике на $521 млн.
Отмечается, что APMT вошла в капитал Global Ports задолго до
группы «Дело» – в 2012 году, когда портовой компанией владела группа «Н-Транс».
Стоимость доли при покупке оценивалась в $860 млн. С тех пор бизнес Global
Ports расширился – в частности, в 2013 году она купила своего конкурента,
Национальную контейнерную компанию, владеющую терминалами на 1,7 млн TEU
перерабатывающей мощности. Вложения APMT были прибыльными: доходы Global Ports
росли. Только по итогам 2021 года чистая прибыль Global Ports увеличилась в три
раза, до $144 млн, контейнерооборот – на 2,8%, до 1,58 млн TEU.
Однако после начала спецоперации на Украине Maersk начала
сворачивать бизнес в России. Еще в марте APMT объявила о начале выхода из
капитала Global Ports. В начале августа глава Maersk Сорен Скоу подтверждал,
что группа ведет переговоры о продаже своего российского бизнеса.
Этим путем пошел и ряд других иностранных компаний. Еще 13
апреля Дмитрий Паньков, гендиректор группы «Дело», отмечал: «В настоящий момент
мы видим, что из примерно 20 основных международных (контейнерных) линий, которые
присутствовали в России, ушли 14. И эти 14 линий контролировали около 70-80%
грузооборота».
В свою очередь ГК «Дело» купила 30,75% Global Ports у
«Н-Транс» в 2018 году, став наряду с APMT ключевым акционером и добавив ее
порты на Балтике и Дальнем Востоке к своим южным терминалам. В 2019 году ГК
«Дело» приобрела контроль в крупнейшем контейнерном операторе страны
«Трансконтейнер», а потом выкупила его целиком. Вдобавок к этому недавно компания
обзавелась судоходным дивизионом, купив Сахалинское морское пароходство
(SASCO). Вошедший в 2019 году в капитал «Дела» c 30% акций «Росатом» в начале
августа увеличил свою долю в группе, доведя ее до 49%.
В связи с новыми приобретениями глава информационно-консалтингового
агентства «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров отметил, что ГК «Дело» сейчас
превращается в национального контейнерного игрока. По его мнению, с учетом
того, что «Росатом» не играет доминирующую роль в операционной деятельности
компании, она представляет собой образец эффективного государственно-частного
партнерства, имеющего комфортный уровень господдержки, чтобы осуществлять
масштабные сделки, такие как выкуп акций APMT, и участвовать в реализации
ключевых государственных задач, в частности, развитии Севморпути и замещении
иностранных игроков в мультимодальной контейнерной логистике.
В Российском профессиональном союзе моряков отмечают, что в
настоящий момент морская отрасль в России претерпевает значительные изменения.
Очень важно, чтобы они проходили без урона для простых работников, на что
должны обратить особое внимание как сами компании, представленные в этой сфере,
так и государство.
По материалам kommersant.ru
Наверх