РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Еще десять лет назад сомалийские пираты были на слуху у
каждого, как в судоходной отрасли, так и вне ее. Они захватывали суда вместе с
моряками и держали в страхе всю морскую индустрию. Однако в последнее время количество
атак у берегов Сомали резко снизилось: за последние четыре года на торговые
суда в Индийском океане не было совершено ни одного нападения, в связи с чем шесть
ведущих отраслевых организаций во главе с Международной палатой судоходства и Балтийским
и Международным морским советом (BIMCO) постановили, что с 1 января следующего
года этот регион больше не будет являться зоной повышенного риска пиратства. Ожидается,
что морские страховщики внесут соответствующие изменения в страховые покрытия
судов в течение ближайших 3 –6 месяцев. О том, как получилось, что некогда
самый опасный регион обходится без нападений и почему нельзя исключать
возрождения пиратства, пока Сомали не обретет стабильность, которой там нет уже
более 30 лет, рассказал Lloyd's List.
Примерно в 2010 году на страницах морских изданий преобладали
две проблемы. Одна заключалась в том, что судовладельцы по всему миру теряли
безумные суммы из-за мирового финансового кризиса. А второй была пугающая
частота жестоких нападений сомалийских пиратов на торговые суда. В те дни о морских
преступниках у берегов Сомали писали в большинстве международных средств
массовой информации, тему обсуждали на Генеральной ассамблее ООН и даже сняли
об этом триллер.
Разгул сомалийского пиратства был сущим адом для всех, кто
оказывался им затронут. В некоторых местах нападения происходили не просто
ежедневно, а по несколько раз в день. Бесчисленное количество судов обстреляли
и взяли на абордаж. Многие были угнаны, что означало бессонные ночи для их
владельцев и баснословные суммы выкупа для клубов взаимного страхования P&I,
которые только в 2010 году составили около 238 миллионов долларов. Убытки,
которые сомалийское пиратство приносило мировой экономике, по некоторым
подсчетам в самый разгар нападений составляли до 6 миллиардов долларов в год. В
то время контейнерные линии взимали
дополнительные сборы за риск пиратских нападений, размер которых доходил до 170
долларов за стандартный 40-футовый контейнер (FEU).
Но больше всех пострадали тысячи моряков, которых пираты
держали в заложниках неделями, месяцами, а иногда и годами. Более 62 человек
погибли в плену, 25 предположительно были убиты, просто выполняя свою мирную
работу.
Причина нападений во многом – в непростой истории региона. В
Сомали царит анархия с тех пор, как в 1991 году был свергнут военный лидер
Мохамед Сиад Барре. Страна быстро погрузилась в состояние хаоса, отсутствие
официального правительства в Могадишо означало полное прекращение эффективной
правоохранительной деятельности как на суше, так и на море.
Благодаря либерально настроенным журналистам одним из самых
распространенных объяснений возникновения в 2000 году сомалийского пиратства
стала версия о том, что это был ответ моряков, недовольных вторжением в их воды
большого количества западных рыбопромысловых судов. Даже если вначале это
объяснение могло быть близко к истине, потом, когда пираты стали массово
угонять с целью выкупа не рыболовные, а вообще любые суда, стало очевидно, что
это больше походит на целенаправленную криминальную деятельность, никак не
связанную с праведным гневом обездоленных рыбаков.
Пираты, которые отправлялись на своих лодках в рискованные
путешествия за сотни миль от берега в надежде захватить химовоз или танкер,
иногда получали за одну успешную «миссию» примерно столько же, сколько на берегу можно было
заработать за год. А поскольку годовая местная зарплата равнялась всего
нескольким тысячам долларов, они, по сути, занимались смертельно опасным делом
за копейки. Основная часть преступных средств оседала в карманах горстки криминальных авторитетов. По
некоторым сведениям, доходы главарей пиратских банд были настолько большими,
что как минимум двое из них, не скрываясь, жили в Лондоне как мультимиллионеры.
В 2001 году западные страны решили вмешаться в ситуацию,
однако поначалу ограничились отправкой в беспокойный район лишь одной
военно-морской группировки Combined Task Force 150. К 2008 году грузы,
перевозившиеся в рамках Всемирной продовольственной программы, стали охранять
военно-морские силы ЕС, объединенные в группировку EU Navfor.
Судоходные компании тоже начали принимать меры. В частности,
на суда нанимали вооруженную охрану, что вскоре стало обязательным требованием
страховщиков военных рисков. Однако это не всегда надежно защищало, потому что
разброс в уровне военной подготовки членов отрядов был очень большим. Одни из
них состояли из ветеранов британских вооруженных сил, другие – из набранных
неизвестно где обычных «горячих» парней. Поворотный момент наступил в 2012
году, когда EU Navfor расширила зону своей деятельности, добившись всего за год
сокращения количества случаев пиратства с 237 до 75.
Между тем, Сомали из полностью несостоятельного государства со
временем стало хрупким, а 10 лет назад в стране было создано номинальное
федеральное правительство. Однако это весьма относительный прогресс: значительная
часть юга контролируется исламистскими боевиками, в то время как более
экономически развитый север объявил себя независимым, несмотря на то, что никто
не признает его суверенитет.
Исходя из этого, возникает логичный вопрос: носит ли затишье
в сомалийских водах временный или постоянный характер. Хотя сегодня политическая
и экономическая ситуация в стране складывается не так мрачно, как раньше,
говорить о стабильности пока очень рано. К тому же в настоящее время страны
Африканского Рога переживают третью с 2010 года засуху, и 230 000 сомалийцев
уже страдают от голода. Поскольку импорт зерна по-прежнему сильно ограничен,
облегчить положение населения будет еще труднее, чем обычно. Отчаявшиеся люди способны
на отчаянные действия. В Lloyd's List считают:
несмотря на большое количество других трудностей, стоящих перед миром прямо
сейчас, нельзя забывать о необходимости решения проблем Сомали.
В Российском профсоюзе моряков отмечают: пока регион
остается нестабильным, есть риски возобновления в нем пиратской активности.
Поэтому важно, чтобы вблизи побережья Сомали продолжалось патрулирование военно-морскими судами, которое помогло преодолеть
пиратский кризис в этих водах. Морякам же стоит относиться к рейсам в Индийском
океане с повышенной бдительностью.
По материалам lloydslist.maritimeintelligence.informa.com,
фотография – ООН
Перевод ЦИА РПСМ
Наверх