РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Сегодня в морской отрасли существует ощутимая нехватка
кадров, особенно среди тех, кто выполняет коммерческие и операционные функции. Это
одно из последствий «Великой отставки»: из-за пандемии у многих людей произошла
переоценка ценностей и изменились ожидания от карьеры. В результате, чтобы
привлечь новых высококвалифицированных работников, судоходным компаниям часто
приходится выходить за рамки планового бюджета, выделенного на расходы по найму
персонала: повышать зарплаты и выплачивать дополнительные бонусы сотрудникам,
чтобы их не переманили конкуренты – люди отказываются от привлекательных вакансий,
если нынешний работодатель готов сделать более выгодное предложение. О своем
взгляде на текущую ситуацию в отрасли рассказал Фил Пэрри, председатель
компании Spinnaker, специализирующейся на работе с морскими кадрами.
По его словам, еще одно из проявлений кризиса в сфере найма
заключается в том, что сегодня на рынке труда необычайно вырос спрос на
административно-технический персонал, выпускников вузов без опыта и тех, кто
ищет подработку. Это добавляет головной боли судоходным компаниям, поскольку им
приходится платить завышенную зарплату людям с небольшим опытом или вообще без
него, то есть теперь они сражаются с конкурентами за соискателей, чьи
кандидатуры раньше рассматривали бы в лучшем случаев во вторую очередь.
Надо сказать, что схожие проблемы при поиске кадров сегодня
испытывает не только морская отрасль, но и многие другие, поэтому судоходные
компании сталкиваются с еще более жесткой, чем обычно, конкуренцией со стороны
других секторов, также страдающих от нехватки кадров.
Однако в этой ситуации есть и положительные стороны. Хорошая
новость в том, что решение проблемы кадрового голода в морской отрасли не ограничивается
повышением зарплаты. Помимо этого компании с невиданным ранее рвением стали
заниматься такими вопросами, как культура труда и корпоративная культура,
обучение кадров и личностный рост сотрудников. Похоже, работодатели, наконец,
поняли, что людям сегодня крайне важна мотивация: они хотят знать, какую цель
преследует каждый из них в отдельности и компания в целом. Речь не обязательно
идет о каких-то грандиозных миссиях по изменению мира. Только о том, чтобы дать
людям стимул вставать и идти на работу по утрам.
Изменения коснулись и формата труда: один из проведенных
недавно опросов показал, что 86% организаций морской отрасли в настоящее время
внедрили ту или иную форму удаленной работы для офисных сотрудников, а 40%
оставшихся планируют это сделать. Компании, которые не успевают адаптироваться
к изменениям в организации труда, уже сталкиваются с дополнительными
трудностями при наборе персонала. С точки зрения культуры труда, пандемия
изменила баланс сил в том, что касается желания сотрудников работать из дома.
Сегодня уже считается нормальным, что интерес соискателей к той или иной
вакансии в значительной степени зависит от того, предполагает ли она хотя бы
частичную работу на «удаленке». Два дня
в неделю трудиться из дома – самая распространенная просьба соискателей.
Отсутствие гибкости в этом вопросе часто приводит к пропаже интереса к
вакансии.
Очень похоже, что культура труда в судоходной отрасли
претерпевает значительные изменения. Мало того, что работодатели, кажется,
осознали потребность в мотивации и признали
необходимость инвестиций в развитие лидерских качеств сотрудников, так многие
из них, по всей видимости, искренне хотят добиться соответствия практики и
публичного образа компании представлению о «зеленом» и «социально
ответственном» предприятии. При этом большинство клиентов Spinnaker в этих
вопросах принимают возможность изменений, которые выходят далеко за рамки
соблюдения минимальных нормативов и стандартов. Как результат, они готовы
учиться и нанимать сотрудников из других секторов.
Несмотря на опасения по поводу инфляции и виднеющиеся на
горизонте тучи рецессии, пока спрос на рынке труда достаточно высок, и в целом есть
ощущение того, что эта тенденция продолжится. Например, улучшение настроений на
танкерном рынке начало стимулировать спрос и повышать активность в этом
секторе, то есть речь идет о повторении ситуации, которая в течение последних
нескольких лет наблюдается в секторе сухогрузов.
Тем не менее, нужно помнить, что единственная постоянная
вещь, которая характеризует рынок труда в течение последних трех лет – это его
крайнее непостоянство. В процессе поиска новых кадров сегодня компаниям нужно
быть готовыми к тому, что, возможно, чтобы привлечь нужного кандидата, придется
предложить ему более высокую заработную плату, чем планировалось изначально.
Однако переоценка методов работы, мотивация, инвестирование в кадры, их профессиональный
и личностный рост – гораздо более устойчивый и эффективный подход к удержанию
кадров.
В Российском профессиональном союзе моряков отмечают: многие
компании сегодня обращают больше внимания на то, в каких условиях трудятся их
сотрудники не только на берегу, но и в море. В частности, немало членов
экипажей в связи с пандемией получили возможность воспользоваться более
доступной связью на борту, постепенно расширяется круг вариантов для проведения
досуга. Однако это только малая часть того, что можно сделать, и важно, чтобы
компании продолжали улучшать условия труда на борту.
По материалам Splash247, фотография – ИМО
Перевод ЦИА РПСМ
Наверх