РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Социальное взаимодействие на борту играет важную роль в благополучии моряков и создании здоровой атмосферы на судне. Как показал недавний опрос Международной сети социально-бытового обслуживания и помощи морякам (ISWAN), одним из основных препятствий для качественного общения членов экипажей является неэффективное руководство. В то же время в последние годы отпечаток на взаимодействие моряков наложили проблемы, связанные с Covid-19.
Дефицит общения
Работа в торговом флоте подразумевает длительное пребывание
моряков вдали от дома. При этом им не всегда удается поддерживать тесный
контакт с семьей и друзьями, поэтому поощрение позитивного общения между
членами экипажа уже несколько лет является важным приоритетом для отрасли.
Однако увеличение продолжительности рабочего дня, сокращение численности
экипажей и культурные различия внутри команды становятся дополнительными препятствиями к общению между моряками. Кроме
того, факт нахождения работников в одном пространстве совсем не означает, что
они будут общаться друг с другом.
Грамотное руководство – важный фактор
Последнее исследование ISWAN, проведенное в рамках проекта
«Социальное взаимодействие имеет значение» (Social Interaction Matters),
показало, что для психического
благополучия моряков важно не только
общение само по себе. Значимым аспектом, который мотивирует их к участию в
общественной жизни на борту, является заинтересованность руководства и в том
числе его способность к эмпатии.
Так, опрос ISWAN, направленный на изучение препятствий и
стимулов к социальному взаимодействию, отразил общее мнение моряков о том, что во
многом ситуация определяется капитаном и другими представителями командного
состава.
«То, какая культура
общения складывается на борту, зависит от старших офицеров, от того, поощряют ли они членов экипажа собираться
вместе в свободное время, заботятся ли, чтобы это время у них было, и делают ли
что-то для того, чтобы моряки действительно взаимодействовали друг с другом», –
пояснила доктор Кейт Пайк из Field-Research во время вебинара ISWAN, на котором
разбирались предварительные выводы исследования.
Результаты анкетирования и телефонных опросов подтвердили,
что руководство действительно имеет большое значение для благополучия экипажа.
Ясно, что если начальство способствует общению моряков, то это положительно
отразится как на производительности и эффективности, так и на настроении
работников.
Пример из жизни
В ходе вебинара Кейт Пайк привела случай из жизни, который
произошел в разгар эпидемии коронавируса, в качестве примера того, как действия
одного руководителя могут изменить настроение и мотивацию всего экипажа, взаимоотношения
и общение на борту.
«Капитан изобретал различные поводы для того, чтобы экипаж собирался
вместе, – рассказала она. – Устраивал ежедневные «летучки», взял за правило
каждый день встречаться с моряками и обсуждать события дня и последние новости.
Он делился с ними всей информацией, которой располагал, и члены его экипажа
признавались, что действительно ощущали себя частью «единого целого». Усилия
капитана были не напрасны: моряки стали гораздо больше общаться друг с другом.
А когда он сменился, моральный дух на борту совсем сник. Новый капитан не делал
почти ничего из того, что практиковал прежний, и это полностью изменило
настроение на судне. Вот так легко все может поменять влияние всего одного
человека».
Общение и Wi-Fi на борту
Обеспечение моряков доступом в интернет во время рейса – сегодня
одна из первостепенных задач судоходной отрасли, которая стала особенно
актуальной после начала пандемии, в ходе которой значимость виртуального
общения была переосмыслена. Вдобавок к этому сегодня бесплатный доступ к Wi-Fi
является основным фактором, на который обращает внимание молодое поколение морских специалистов при выборе
работодателя: они считают наличие интернета в рейсе не роскошью, а
необходимостью.
Исследование ISWAN отметило некоторую неоднозначность в этом
вопросе: с одной стороны, наличие связи на борту ведет к тому, что моряки не
общаются друг с другом, а проводят время в сети, а с другой стороны, интернет
может стать частью взаимодействия внутри команды. «У нас было много примеров
того, как люди общаются друг с другом через онлайн-игры, через Xbox. Сидят ли
они при этом рядом друг с другом или каждый в своей каюте, не так уж важно.
Главное, что они все равно взаимодействуют друг с другом», – пояснила Пайк.
Как капитан судна может улучшить социальное взаимодействие
на борту?
Изучив результаты последних исследований, ISWAN
рекомендовала назначать на борту каждого судна на добровольных началах «культмассового
работника» – Social Ambassador, – который будет помогать организовывать
коллективные мероприятия и стимулировать участие в них членов экипажа.
Кроме того, в ISWAN отметили важность того, чтобы судоходные
компании, фрахтователи и круинги активно и ощутимо поощряли моряков к коллективному
общению и отдыху. Также необходимо обеспечить постоянное обучение командного
состава лидерским навыкам.
Все члены экипажа должны иметь доступ к бесплатному Wi-Fi,
чтобы оставаться на связи с семьей и друзьями, а также доступ к онлайн-развлечениям
и социальным сетям. Места и оборудование для отдыха и спортивных занятий,
которые есть на судне, нуждаются в регулярной ревизии: компания должна
убедиться, что они отвечают интересам экипажа.
Помимо прочего опрос ISWAN выявил топ любимых развлечений
моряков во время рейса: в него вошли барбекю, настольный теннис, баскетбол,
игры (например, Play Station 4) и празднование каких-то событий – дней рождения
и религиозных праздников.
«Если у вас есть команда руководителей, которые
действительно стимулируют социальное взаимодействие, по-настоящему заботятся об
экипаже, обладают лидерскими качествами и грамотно их применяют, зная, что моряки
будут работать эффективнее и станут счастливее, если поощрять общение на борту,
то это будет иметь по-настоящему большое значение для взаимоотношения людей
друг с другом и создания благоприятной рабочей атмосферы в целом», – уверена
доктор Пайк.
В Российском профессиональном союзе моряков отмечают, что комфортная
атмосфера на борту и налаженное социальное взаимодействие – важные факторы
психологического благополучия моряков. Взаимная поддержка и дружелюбное
отношение внутри экипажа помогают справиться со стрессом и трудностями, неизбежными
при работе на судне. Поэтому стоит делать все возможное, чтобы создать
обстановку для комфортного общения моряков.
По материалам Safety4Sea, фотография – ISWAN
Перевод ЦИА РПСМ
Наверх