РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Российские моряки занимают важное место в морской отрасли: по данным Международной палаты судоходства (ICS), они составляют около 10,5% от числа работников торгового флота во всем мире – это больше 71 тысячи офицеров и 126 тысяч рядовых. Из них около 30 тысяч трудится на судах европейских судоходных компаний. Их работа – важный вклад в бесперебойное функционирование цепочек поставок. Сегодня оно находится под угрозой в связи с санкциями Евросоюза, направленными на российских граждан: российские моряки сталкиваются с проблемами при получении зарплаты, а новые визовые ограничения ставят под вопрос возможность свободного перемещения для посадки на суда в Европе и грозят очередным витком кризиса смены экипажей.
Визовые ограничения и ограничение свободы перемещения на судно/с судна
– В настоящий момент сложилась патовая ситуация: из-за введения визовых ограничений для граждан России под большим вопросом стоит сама возможность свободного перемещения российских моряков в Европу для работы на судах европейских судовладельцев. Со времени начала спецоперации прямое авиасообщение со странами Европы сократилось до минимума, со многими – вообще отсутствует. Основным путем моряков в государства ЕС в последние месяцы стали сухопутные границы: для моряков из Санкт-Петербурга – с Финляндией, Эстонией и Латвией, для Мурманска – с Норвегией, для Калининграда – с Польшей и Литвой. Однако с 19 сентября Эстония, Литва, Латвия и Польша закрыли въезд для граждан РФ с туристическими визами. 23 сентября Финляндия последовала их примеру, – говорит председатель Российского профессионального союза моряков Юрий Сухоруков.
Не только въехать в Европу, но и получить шенгенскую визу – сегодня очень непростая задача. Так, вовсе остановили выдачу туристических виз заявителям из России Бельгия, Дания, Латвия, Литва, Нидерланды, Польша, Словакия, Чехия и Эстония. Среди работающих – представительства Германии, Польши, Швеции и Норвегии (последняя, хотя и не является частью Евросоюза, также с 22 сентября приостановила упрощенный визовый режим с Россией), однако количество выдаваемых ими виз кратно сократилось. В связи с этим процесс получения визы теперь занимает очень много времени даже в тех представительствах, которые продолжают работать с россиянами. Например, время записи на получение визы в некоторых генеральных консульствах Германии в России уже расписано до начала 2023 года. Согласно Визовому кодексу ЕС, максимальный срок рассмотрения заявления на визу может достигать 45 дней, причем итоговый результат может быть как положительным, так и отрицательным. Морякам из разных регионов России приходится приезжать в те города, где еще есть представительства европейских государств, выдающих визы – в частности, Москву, Санкт-Петербург, Саратов – тратя значительные суммы денег на дорогу и проживание. Все это существенно затягивает сроки получения шенгенских виз российскими моряками и препятствует сменам экипажей, что значительно усложняет работу европейских судоходных компаний. В настоящий момент ситуацию в некоторой степени спасает то, что у многих моряков на руках все еще остаются действующие шенгенские визы, однако через полгода-год их сроки действия истекут и мир столкнется с угрозой нового витка кризиса смены экипажей.
Людмила Измалкова, председатель Калининградской региональной организации РПСМ, отмечает, что уже сейчас не редкость отказ в выдаче виз даже в работающих консульствах по неизвестным причинам: «Например, в одном из случаев для смены в Швеции круинг пакетом подавал документы на оформление виз морякам – всего 20 членам экипажа. Из них 10 визы дали, еще 10 – нет, причем без объяснения причин».
Иногда основания все же озвучивают: участились случаи отказов в связи со сроками страховки. Так, раньше при подаче документов на визу чаще всего оформлялась страховка на 30 дней. Сегодня представительства могут принять для рассмотрения документы с такой страховкой, однако спустя недели ожидания приходит отрицательный ответ – оказывается, что документ необходимо было оформлять на весь срок пребывания в Шенгенской зоне.
Уже некоторое время моряки сталкиваются с различными трудностями при пересечении границы. Среди тех, у кого возникли проблемы, – члены экипажей компании, имеющей представительство в Калининграде. Они, как и обычно, пересекли польско-литовскую границу на микроавтобусе и направились в сторону Гента (Бельгия), где должны были подняться на борт судна. Микроавтобус уже успел проехать несколько европейских государств, когда на бельгийской границе его остановили, сказав, что въезд по земле в страну запрещен и попасть в Бельгию можно только на самолете. До судна экипаж так и не добрался. Недавно произошла другая история: российские моряки также подъехали на микроавтобусе к польской границе, через которую сменный экипаж пустить согласились, а водителя и сам микроавтобус отказались. Морякам пришлось добираться до пункта назначения своим ходом. Также многие моряки отмечали особую тщательность при проверке документов и вещей.
В свете вышеизложенных проблем с получением виз, закрытием большинства сухопутных границ и отсутствием прямого и частого авиационного сообщения с Европой, хотелось бы понять, каким образом и где российские моряки должны пересекать границу с ЕС, чтобы перевозить необходимые грузы в страны Европы, работать на судах европейских судовладельцев, приносить доход европейским компаниям и, в конечном итоге, пополнять казну самого Евросоюза.
Заработная плата
Вторая насущная проблема российских моряков, которая ставит под угрозу их дальнейшее участие в мировом судоходстве – проблемы с получением зарплаты. Многие российские банки, в которые раньше иностранные компании без проблем переводили заработную платуу в долларах и евро на валютные счета моряков, попали под ограничения. Открытие счетов в тех банках, которые под ограничения не попали, полностью проблему компаний не решило: даже если конкретный банк не находится в санкционных списках, трудности при переводе могут все равно возникнуть из-за банков-корреспондентов, которые отказываются или с большой задержкой выполняют транзакции в адрес российских граждан и предприятий, опасаясь попасть под вторичные санкции. Зарплата может выплачиваться морякам наличными прямо на судне, однако судовладельцы опасаются возить на борту столь крупные суммы денег, а моряки сталкиваются с трудностями при их вывозе из Европы на родину.
– Нам известны вопиющие случаи, когда при пересечении финской границы в сторону России моряков останавливали и после обыска изымали всю зарплату в евро, которую предлагали получить обратно во время следующего приезда в страну, – говорит Юрий Сухоруков. – Основанием для этого является Регламент Совета ЕС № 2022/345 от 1 марта 2022 года «О внесении изменений в Регламент (ЕС) № 833/2014 «Об ограничительных мерах в связи с действиями России по дестабилизации ситуации в Украине». Так, Статья 5i этого документа запрещает продавать, поставлять, передавать или вывозить банкноты номиналом в евро в Россию или любому физическому или юридическому лицу, организации или органу в России, включая правительство и Центральный банк России, или для использования в России.
При этом во втором пункте статьи речь идет о том, что этот запрет не должен распространяться на продажу, поставку, передачу или экспорт банкнот, деноминированных в евро, при условии, что они необходимы для использования в личных целях физических лиц, направляющихся в Россию, или членов их ближайших семей, следующих вместе с ними. Однако относится ли это к морякам, честно заработавших свои деньги, принесшим своим трудом прибыль европейскому судовладельцу, из документа неясно и этот вопрос необходимо конкретизировать.
Чтобы эти проблемы не помешали российским морякам и дальше продолжать работу на европейских судах и обеспечивать бесперебойное функционирование цепочек поставок, необходимо принять действенные меры, которые гарантируют им доступ к получению шенгенских виз, свободное передвижение к месту работы по Европе и беспроблемное получение зарплаты.
Включить моряков в число ключевых работников
В первую очередь следует исключить моряков из числа тех, на кого распространяются введенные визовые ограничения для россиян и включить их в число ключевых работников, максимально облегчить им процесс получения виз вплоть до получения ими статуса, близкого к статусу дипломатических работников, – считают в Российском профессиональном союзе моряков. Возможен также вариант возвращения к требованиям Статьи 36 Визового кодекса ЕС, которые подразумевают, что морякам, следующим на судно, может выдаваться транзитная виза прямо на границе.
Что касается выплаты зарплаты, важно, чтобы Еврокомиссия определила банки, не числящиеся в санкционных списках, в которые европейские судовладельцы могут переводить зарплаты морякам. Это могут быть, например, Росбанк, Райффайзенбанк и ряд других банков. Также необходимо обеспечить морякам возможность свободно вывозить полученную зарплату в Россию наличными в евро или долларах без риска каких-либо препятствий при пограничном контроле.
Только такие меры позволят сохранить квалифицированных российских моряков на европейском флоте, избежать обострения кризиса смены экипажей и обеспечить беспроблемную транспортировку товаров, бесперебойное снабжение европейских стран и полноценное функционирование цепочек поставок. В конечном итоге от этого выигрывает сам Евросоюз.
Фото: викимедия
Наверх