28.09.2022

Почва для  автономного судоходства

В июне беспилотное  автономное судно Mayflower (MAS) прибыло в Плимут, штат Массачусетс, став крупнейшим судном без экипажа, совершившим трансатлантический переход и ознаменовав новую веху в развитии автономных технологий. И это только один из амбициозных морских проектов с применением дистанционных технологий, которые готовят почку для автономных морских грузоперевозок. Так что же ждёт автономное судоходство в будущем?

Автоматизация судоходства традиционно была связана с инновациями, призванными сократить  не только те эксплуатационные расходы, которые относятся к оплате труда экипажа, но и те, которые являются результатом человеческой ошибки и морских аварий, в которых фигурирует человеческий фактор. Прекрасным примером того, как электронная навигация помогла повысить безопасность на море, является ECDIS, которая произвела революцию в   операциях, позволив постоянно отслеживать положение судна. Другим примером является создание в круизной компании Carnival центров эксплуатации судами. Это была попытка усилить контроль за судами после катастрофы с Costa Concordia. Но что влечет за собой «автономное судно» и в какой степени оно интегрировано в судоходные операции?

ИМО определила четыре степени автономии судов:

Первая степень: судно с автоматизированными процессами и поддержкой принятия решений:  моряки присутствуют на борту для приведения в действие и контроля бортовых систем и функций. Некоторые операции могут быть автоматизированы и могут осуществляться в течение некоторого времени без контроля со стороны оператора при том, что на борту находятся моряки, готовые взять управление под свой контроль.

Вторая степень: дистанционно управляемое судно с экипажем на борту: судно контролируется и управляется из другого места. При этом на борту судна остаются моряки, которые могут взять на себя контроль за бортовыми системами и функциями и управление ими.

Третья степень: дистанционно управляемое судно без экипажа на борту: судно контролируется и управляется из другого места. Моряков на борту нет.

Четвертая степень: полностью автономное судно: бортовая система управления операциями судна способна самостоятельно принимать решения и определять порядок действий.

В 2017 году Svitzer Hermod, первое в мире дистанционно управляемое судно,  продемонстрировало свои возможности  в порту Копенгагена (Дания). Это судно – совместный проект Rolls-Royce и международного оператора буксирного флота Svitzer. Капитан судна, находившийся  в Центре дистанционного управления судами  (ROC) в офисе  Svitze в Копенгагене, пришвартовал судно к причалу, отшвартовал,  развернул на 360° и вернул к причалу. Вместо того, чтобы копировать существующую конструкцию рулевой рубки, при создании ROC использовали рекомендации опытных капитанов: они советовали, что и где разместить, чтобы создать оптимальное рабочее место капитана, позволяющее ему максимально уверенно и эффективно контролировать судовые операции. Цель состояла в том, чтобы создать типовой пункт дистанционного управления судами, который в перспективе будет использоваться повсеместно.

Продолжением этой работы стал совместный проект   Svitzer A/S, Kongsberg Maritime и ABS, которые  объединились в прошлом году для разработки первого в мире полностью дистанционно управляемого буксира RECOTUG, который будет выполнять все буксирные операции.  

В том же году команда Wärtsilä Dynamic Positioning осуществила дистанционное  управление судном снабжения платформ в Северном море из своего офиса в Калифорнии, используя обычную  спутниковую связь.  Используя систему динамического позиционирования  DP, команда специалистов «заставила» судно пройти в четырех разных направлениях по 20 м. Затем, применив ту же систему DP и управление с помощью ручки, был выполнен еще ряд маневров. В обоих случаях на борту находился экипаж, но он не участвовал в описанных операциях.

Однако самым недавним амбициозным проектом в рамках освоения автономных судовых операций стало 12-дневное плавание через Атлантический океан  полностью автономного судна Mayflower. Проект возглавила некоммерческая исследовательская организация ProMare в сотрудничестве с IBM. Судно оснащено 6 камерами с искусственным интеллектом, 30 бортовыми датчиками и 15 граничными устройствами, которые отправляют данные о рейсе команде на берег через спутниковую связь.

В мае у Mayflower возникла проблема с цепью зарядки стартерных батарей генератора во время его путешествия через Атлантику без экипажа на борту, и ему пришлось изменить курс и направиться  в Галифакс, Новая Шотландия. Это была вторая механическая поломка Mayflower. Ранее, в апреле, во время плавания из Плимута (Великобритания)  в Вашингтон (округ Колумбия) на судне произошла поломка. В конце концов судно  завершило рейс 30 июня.

В 2022 году будет введено в эксплуатацию первый  в мире автономный контейнеровоз с нулевым выбросом углекислого газа Yara Birkeland.

Перспективы дистанционного управления судами

Вопрос о полностью автономных судах уже давно является предметом острых дебатов в отрасли,  а за последнее время было реализовано несколько проектов по их интеграции в коммерческие операции. Однако, медленное развитие  нормативно-правовой базы, которая бы регулировала все вопросы, связанные с автономным судоходством,  скорее всего, не позволит автономным судам  полноценно и масштабно интегрироваться в сферу морских торговых перевозок еще как минимум 10 лет, – отмечают в Российском профессиональном союзе моряков.

Тем не менее дистанционное управление судами постепенно становится реальностью. Проект  Mayflower, который очень широко освещался в СМИ,   продемонстрировал огромный  интерес к идее автономного судоходства. Технология дистанционного управления все чаще рассматривается как средство сокращения численности экипажа, а не перехода к полностью беспилотному судоходству. Что наиболее важно, дистанционное управление считается революционным фактором повышения безопасности, при этом неуклонно возрастает  роль центров эксплуатации флота  в области контроля за всеми  аспектами навигационной безопасности.

По материалам safety4sea.com, перевод ЦИА РПСМ
Фото:    commons.wikimedia.org, автор: Aysedevrim



↑ 

Наверх