РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
В июне беспилотное автономное судно Mayflower (MAS) прибыло в Плимут, штат Массачусетс, став крупнейшим судном без экипажа, совершившим трансатлантический переход и ознаменовав новую веху в развитии автономных технологий. И это только один из амбициозных морских проектов с применением дистанционных технологий, которые готовят почку для автономных морских грузоперевозок. Так что же ждёт автономное судоходство в будущем?
Автоматизация судоходства традиционно была связана с инновациями, призванными сократить не только те эксплуатационные расходы, которые относятся к оплате труда экипажа, но и те, которые являются результатом человеческой ошибки и морских аварий, в которых фигурирует человеческий фактор. Прекрасным примером того, как электронная навигация помогла повысить безопасность на море, является ECDIS, которая произвела революцию в операциях, позволив постоянно отслеживать положение судна. Другим примером является создание в круизной компании Carnival центров эксплуатации судами. Это была попытка усилить контроль за судами после катастрофы с Costa Concordia. Но что влечет за собой «автономное судно» и в какой степени оно интегрировано в судоходные операции?
ИМО определила четыре степени автономии судов:
Первая степень: судно с автоматизированными процессами и поддержкой принятия решений: моряки присутствуют на борту для приведения в действие и контроля бортовых систем и функций. Некоторые операции могут быть автоматизированы и могут осуществляться в течение некоторого времени без контроля со стороны оператора при том, что на борту находятся моряки, готовые взять управление под свой контроль.
Вторая степень: дистанционно управляемое судно с экипажем на борту: судно контролируется и управляется из другого места. При этом на борту судна остаются моряки, которые могут взять на себя контроль за бортовыми системами и функциями и управление ими.
Третья степень: дистанционно управляемое судно без экипажа на борту: судно контролируется и управляется из другого места. Моряков на борту нет.
Четвертая степень: полностью автономное судно: бортовая система управления операциями судна способна самостоятельно принимать решения и определять порядок действий.
В 2017 году Svitzer Hermod, первое в мире дистанционно управляемое судно, продемонстрировало свои возможности в порту Копенгагена (Дания). Это судно – совместный проект Rolls-Royce и международного оператора буксирного флота Svitzer. Капитан судна, находившийся в Центре дистанционного управления судами (ROC) в офисе Svitze в Копенгагене, пришвартовал судно к причалу, отшвартовал, развернул на 360° и вернул к причалу. Вместо того, чтобы копировать существующую конструкцию рулевой рубки, при создании ROC использовали рекомендации опытных капитанов: они советовали, что и где разместить, чтобы создать оптимальное рабочее место капитана, позволяющее ему максимально уверенно и эффективно контролировать судовые операции. Цель состояла в том, чтобы создать типовой пункт дистанционного управления судами, который в перспективе будет использоваться повсеместно.
Продолжением этой работы стал совместный проект Svitzer A/S, Kongsberg Maritime и ABS, которые объединились в прошлом году для разработки первого в мире полностью дистанционно управляемого буксира RECOTUG, который будет выполнять все буксирные операции.
В том же году команда Wärtsilä Dynamic Positioning осуществила дистанционное управление судном снабжения платформ в Северном море из своего офиса в Калифорнии, используя обычную спутниковую связь. Используя систему динамического позиционирования DP, команда специалистов «заставила» судно пройти в четырех разных направлениях по 20 м. Затем, применив ту же систему DP и управление с помощью ручки, был выполнен еще ряд маневров. В обоих случаях на борту находился экипаж, но он не участвовал в описанных операциях.
Однако самым недавним амбициозным проектом в рамках освоения автономных судовых операций стало 12-дневное плавание через Атлантический океан полностью автономного судна Mayflower. Проект возглавила некоммерческая исследовательская организация ProMare в сотрудничестве с IBM. Судно оснащено 6 камерами с искусственным интеллектом, 30 бортовыми датчиками и 15 граничными устройствами, которые отправляют данные о рейсе команде на берег через спутниковую связь.
В мае у Mayflower возникла проблема с цепью зарядки стартерных батарей генератора во время его путешествия через Атлантику без экипажа на борту, и ему пришлось изменить курс и направиться в Галифакс, Новая Шотландия. Это была вторая механическая поломка Mayflower. Ранее, в апреле, во время плавания из Плимута (Великобритания) в Вашингтон (округ Колумбия) на судне произошла поломка. В конце концов судно завершило рейс 30 июня.
В 2022 году будет введено в эксплуатацию первый в мире автономный контейнеровоз с нулевым выбросом углекислого газа Yara Birkeland.
Перспективы дистанционного управления судами
Вопрос о полностью автономных судах уже давно является предметом острых дебатов в отрасли, а за последнее время было реализовано несколько проектов по их интеграции в коммерческие операции. Однако, медленное развитие нормативно-правовой базы, которая бы регулировала все вопросы, связанные с автономным судоходством, скорее всего, не позволит автономным судам полноценно и масштабно интегрироваться в сферу морских торговых перевозок еще как минимум 10 лет, – отмечают в Российском профессиональном союзе моряков.
Тем не менее дистанционное управление судами постепенно становится реальностью. Проект Mayflower, который очень широко освещался в СМИ, продемонстрировал огромный интерес к идее автономного судоходства. Технология дистанционного управления все чаще рассматривается как средство сокращения численности экипажа, а не перехода к полностью беспилотному судоходству. Что наиболее важно, дистанционное управление считается революционным фактором повышения безопасности, при этом неуклонно возрастает роль центров эксплуатации флота в области контроля за всеми аспектами навигационной безопасности.
По материалам safety4sea.com, перевод ЦИА РПСМ
Фото: commons.wikimedia.org, автор: Aysedevrim
Наверх