РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Хотя практически все, что мы имеем, прежде чем попасть к нам
в руки, проделало путешествие по морю, широкая публика об этом мало осведомлена
и чаще всего не придает особого значения работе моряков. Это, в частности,
подтверждает недавний доклад Maritime Barometer профсоюза Nautilus
International на основе опроса, проведенного в Великобритании. Из него можно
сделать вывод, что все еще процветает «морская слепота» – недостаточная
осведомленность общественности, СМИ и представителей власти о судоходстве,
которая не лучшим образом сказывается на инвестиционной привлекательности
сектора и не способствует улучшению имиджа и репутации в глазах потенциальных
работников и молодых специалистов. Почему же эта проблема никак не проходит и что
означает для будущего судоходной отрасли?
Невидимая работа
Отметим, что судоходство с давних времен является B2B отраслью («бизнес для бизнеса» – модель
продаж, в которой компании в основном продают товары и услуги другим компаниям
и предприятиям, а не напрямую потребителям) и традиционно испытывает трудности
с доведением до широкой общественности значимости своей деятельности. Однако
насколько запущена эта проблема, можно понять только ознакомившись с цифрами: так,
согласно отчету Maritime Barometer за 2022 год, только один из тысячи человек
(0,1%) в Великобритании знает, что более 90% товаров, потребляемых в стране,
прибывают морским путем. При этом респонденты в среднем оценили этот показатель
в 48%.
Очевидно, что проблема «морской слепоты» до сих пор
существует, хотя отрасль уже несколько лет пытается с ней бороться. «Моряки
десятки лет поддерживают функционирование мировой экономики, и только в связи с
пандемией общественность обратила внимание на их важную роль: это стало очевидно,
когда возникла угроза того, что полки магазинов опустеют», – отметила Сара
Бааде, генеральный директор благотворительной организации моряков Sailors’
Society.
В ходе исследования были получены и другие любопытные
данные. Так, по мнению респондентов, нападения акул случаются чаще, чем атаки пиратов (45% против 37%),
хотя на самом деле в 2021 году во всем мире было зарегистрировано 132 случая
пиратства и 73 нападений акул. Также 33% респондентов не знали ближайший к ним
порт, а более половины не смогли назвать ни одного известного мореплавателя
(58%). Только пятая часть опрошенных (21%) считает, что моряки заслуживают
того, чтобы наделить их статусом ключевых работников. Всего 18% имеют среди
друзей или знакомых работников морской отрасли. Только 35% заявили, что
подумают о работе в судоходстве, если представится такая возможность.
Чем обернется «морская слепота» для будущего судоходной
отрасли?
Последствия низкой осведомленности людей о значимости
судоходства известны давно. Популярность морских профессий в последние годы
неуклонно снижается, параллельно появляются все новые требования к офицерам и
рядовому составу. Прошлогодний прогноз международной консалтинговой компании Drewry
предсказал к 2026 году самую большую нехватку офицеров торгового флота в мире
из-за снижения привлекательности морской карьеры в сочетании с продолжающимся увеличением
численности мирового флота. Кроме того, кризис смены экипажа, из-за которого
огромное количество моряков, уже отработавших контракты, по несколько месяцев не
могли списаться с судна и вернуться домой, ухудшил имидж профессии.
Тем не менее одним из основных факторов, негативно влияющих
на привлекательность морской работы в Великобритании, является недостаточная
информированность населения о карьерных возможностях и перспективах, которые
открываются перед работниками торгового флота.
Более трети населения страны (35%) заявили, что они рассмотрят возможность
работы в море, если она представится. Однако деятельность судоходной отрасли в
большинстве случаев остается «за кадром»,
она не на слуху и не на виду, поэтому вероятность того, что кто-то задумается о
морской профессии, очень мала.
Как сделать так, чтобы судоходная отрасль перестала быть
невидимой?
В Nautilus International считают: реальным шагом вперед могло
бы стать решение ряда наиболее актуальных проблем. Отмечается, что современное
общество особо чувствительно к вопросам, касающимся психического здоровья и
баланса между работой и личной жизнью. Миллениалы постепенно превращаются в
костяк рабочей силы, потребности и ожидания работников изменились, и судоходную
отрасль это тоже коснулось.
Поэтому нуждаются в улучшении социально-бытовые аспекты и
условия труда моряков, и одним только требованием обеспечить экипажи интернет
связью на борту не обойтись. Нужно предпринимать дальнейшие шаги по созданию
разнообразной и инклюзивной среды, чтобы повысить привлекательность отрасли для
новых кадров и улучшить удовлетворенность работой тех, кто занят в ней сейчас. Кроме того, как
считает генеральный секретарь Nautilus International Марк Дикинсон, в ближайшей
перспективе необходимо будет решать более обширные вопросы, в том числе о
сохранении рабочих мест в рамках так называемого «справедливого перехода».
Эксперты согласны в том, что образовательные учреждения
также могли бы сыграть важную роль в повышении привлекательности судоходной
отрасли среди молодежи. Сегодня молодые люди не получают достаточной информации
в учебных заведениях или семье: согласно докладу Nautilus, только 4% респондентов
слышали или обсуждали карьерные перспективы в морской сфере в школе или
колледже, и только 6% заявили, что выбрали бы морскую карьеру как потенциально
наиболее высокооплачиваемую.
Наконец, большой потенциал для привлечения
высококвалифицированных специалистов открывает увеличение разнообразия отрасли.
Несмотря на значительный дисбаланс между количеством мужчин и женщин,
работающих в морской сфере, результаты опроса Nautilus показали, что потенциал
рынка женских кадров для судоходства очень высок: треть женщин (32%) в
Великобритании заявили, что рассматривают возможность работы в море.
«В общественном сознании необходимо произойти сдвигу в
отношении к судоходству, а также должно прийти понимание – на всех уровнях – необходимых
условий для обеспечения будущего развития и устойчивости морской отрасли, пока
еще не слишком поздно», – говорится в заключении доклада.
В Российском профессиональном союзе моряков отмечают:
недостаток осведомленности о важности работы тружеников флота является одной из
причин масштабных проблем, с которыми они столкнулись в последние годы. В
частности, трудности со сменой экипажей остро встали с самого начала пандемии
коронавируса в связи с отсутствием у моряков статуса ключевых работников и
разумных исключений из карантинных правил. Сегодня же они обострились для
российских моряков, столкнувшихся с проблемами при пересечении границ,
получении виз и зарплат, связанными с европейскими санкциями. Несмотря на
наличие исключений для других категорий работников, о моряках политики, как это
уже бывало, забыли, и во многом это является последствием той самой «морской
слепоты».
По материалам Safety4Sea
Наверх