РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Проблема телефонного мошенничества продолжает достаточно
остро стоять в России. Так, в 2021 году только зафиксированные хищения у
граждан составили 13,5 млрд рублей, в 2020 – 9,8 млрд, в 2019-м – 6,4 млрд. Таким
образом объем ущерба за два года вырос практически вдвое. При этом раскрываются
такие преступления сложно: например, в 2021 году удалось вернуть лишь 6,2% от
суммы похищенного. Однако ситуация все же может улучшиться: как заявил директор
департамента информационной безопасности Банка России Вадим Уваров, с 1 октября
у клиентов коммерческих банков есть возможность принять упреждающие меры – самостоятельно
установить ограничения на онлайн-операции.
По словам представителя Банка России, рост телефонного
мошенничества связан с распространением методов социальной инженерии, когда
человек вводится в заблуждение и перечисляет свои деньги злоумышленникам. При
этом на уловки аферистов часто попадаются не только люди в возрасте, не слишком
хорошо владеющие финансовой грамотностью, как принято считать. Это могут быть и
экономически активные граждане, постоянно повышающие свою цифровую и финансовую
компетентность. Ведь аферисты – совсем не случайные люди, которые просто
обзванивают людей в надежде поймать наивных и излишне доверчивых. В этом
«бизнесе» задействована целая группа лиц, в том числе профессиональные
психологи, которые применяют различные приемы.
В частности, может использоваться терминология, принятая у
сотрудников кредитных организаций. Нередко мошенники называются представителями
правоохранительных органов: СКР, УМВД, ФСБ, Генеральной прокуратуры. Таким
образом аферисты пытаются запугать человека, чтобы ввести в управляемое
состояние. Нередко его убеждают, что проводится спецоперация, либо озвучивают
легенду о том, что та или иная служба пытается спасти похищаемые у гражданина средства,
находящиеся в банке. И предлагают перевести деньги на некий защищенный счет,
находящийся в Центральном банке.
– Все прекрасно знают, что защищенных счетов нет, ЦБ с физлицами
не работает. Но человек все равно ведется на уловку и перечисляет деньги на счет,
принадлежащий мошенникам, – рассказывает Вадим Уваров.
По его словам, используют не только запугивание, но и,
напротив, радостные поводы. Например, мошенники могут сообщить, что человеку
положены некие выплаты, бонусы или подарок. Но предварительно необходимо заплатить
налог, сообщить пин-код карты или другую финансовую информацию, которая позволит
злоумышленникам похитить деньги.
Одной из упреждающих мер, способной снизить распространение
мошеннических схем, стала вступившая в силу с 1 октября инициатива Банка России,
который разрешил клиентам банков ограничить онлайн- операции. Теперь граждане могут самостоятельно
устанавливать запрет как на все операции, так и на отдельные услуги – перевод
или выдачу онлайн-кредитов. Можно указать максимальный лимит суммы, а также
установить срок действия запрета – например, на сутки или месяц. Услуга
предоставляется бесплатно. Чтобы ей воспользоваться, необходимо самостоятельно
обратиться в банк и оформить заявление. Если счета размещены в нескольких
банках, то написать заявление нужно в каждом из них. При этом отменить запрет
или изменить параметры онлайн-операций можно в любое время.
В Российском профессиональном союзе моряков подчеркивают,
что членам экипажей нужно быть бдительными не только со своими личными данными,
но и с информацией о судне, на котором они работают. Ни в коем случае не стоит
делиться сведениями с незнакомыми людьми и сомнительными сайтами. Киберпреступники
могут использовать полученные данные в своих целях, найти способ навредить
самому моряку или судоходной компании.
По материалам vostokmedia.com
Наверх