РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
То, что с берега выглядит как молчаливый океан, на самом деле таковым не является: от загадочного пения китов до перешептывания ракообразных – море представляет собой симфонию звуков. Морские обитатели используют звук, чтобы общаться, ориентироваться, находить себе пару или добычу. Звук необходим им для выживания. Однако сегодня воды Мирового океана – это не только симфония звуков, но и самые разные «грязные» шумы. Они губительны для многих живых существ. Некоторые из них подвергаются такому воздействию шума, который способен оглушить или убить. Так быть не должно. Уровень шума можно уменьшить.
Шум судоходства
Например, звук, исходящий от судна, создается главным образом гребным винтом, это – кавитационный шум. Контейнеровозы, на долю которых приходится большой процент мировой торговли, являются основным источником такого «загрязнения». По имеющимся оценкам, за последние 50 лет шум на основных судоходных путях увеличился в 32 раза. Более эффективные гребные винты могут сделать море тише и чище.
Макс Шустер, консультирующий судоходные компании по вопросам снижения подводного акустического шума, из консалтинговой фирмы DW-ShipConsult объясняет, почему главным источником шума является гребной винт: во время его быстрого вращения происходит местное понижение давления воды, что заставляет ее буквально кипеть и образовывать «пузырьки пара, которые растут и схлопываются». Уровень шума от них во время кавитации судового гребного винта сравним со звуком на рок-концерте. Меньшая кавитация будет означать не только снижение шума, но также расхода топлива, а значит, финансовых трат. Это пойдет на пользу климату и бухгалтерии.
Примечательно, что в 2017 году компания Maersk модернизировала двигатели и гребные винты на пяти своих судах в целях экономии топлива. Уровень шума тоже снизился – на 75%. Такая инициатива стоит дорого, и судоходным компаниям редко приходится настолько модернизироваться. Хотя кое-где мотивация для этого есть. Например, канадский порт Ванкувер установил скидку в 50% на портовые сборы для судов, которые подтвердят, что их гребные винты производят меньше шума.
Пузырьки для борьбы с шумом
Морская ветроэнергетика является важной частью «зеленой» повестки. Для достижения сокращения выбросов к 2050 году необходимо установить 150 тысяч новых морских ветряных турбин по всему миру. «Это создаст шум под водой, сравнимый со звуком взлетающего самолета», – поясняет Майкл Беллманн из Института технической и прикладной физики (ITAP).
При установке ветряных турбин могут помочь пузырьковые завесы. В них сжатый воздух течет по трубам на морском дне, что уменьшает шум. Так, после установки завесы пузырьки воздуха поднимаются на поверхность, выполняя функцию изоляции. Через преграду проходит меньше звуковых волн, а уровень шума снижается на 90%.
К сведению, обычно шум во время установки ветряных турбин слышен под водой на много миль вокруг. В Северном море уровень такого «грязного» звука доходил до того, что у бурых дельфинов нарушался слух, нередко шум отпугивал их, вынуждая животных уходить с мест размножения и поиска корма. Правила ужесточили: пузырьковые завесы теперь стандартное требование при установке морских сооружений в немецкой части Северного моря. Этой практикой уже заинтересовались в США, Нидерландах и на Тайване. К тому же такой способ защиты окружающей среды считается доступным по цене. Стоимость использования пузырьковых завес на этапе строительства турбины составляет всего 1% от общих инвестиций в строительство морской ветряной электростанции.
Еще тише!
Если бы поиск новых источников нефти и газа был остановлен, мировое сообщество не только приблизились бы к цели ограничения глобального потепления до 1,5 градусов по Цельсию, но и добилось бы значительного снижения уровня шума в воде. Для поиска нефти и газа на морском дне используются сейсмические пневматические пушки, которые стреляют сжатым воздухом каждые 10 секунд, – отраженные звуковые волны передают информацию о геологическом профиле морского дна. Так может продолжаться днями и даже месяцами. Звук, который при этом возникает, можно сравнить с шумом от запуска космической ракеты. При каждом выстреле в радиусе одного километра сразу погибает большая часть личинок мелких морских животных.
«Пневматические пушки – слишком громкое оборудование для применения под водой», – уверена морской биолог Линди Вейлгарт. Однако вместо того, чтобы остановить разведку и добычу нефти и газа, промышленность работает над более тихими технологиями. Одна из них – морской вибросейс. Метод заключается в использовании устройства для генерации звуковых волн с помощью вибрации, а не взрыва. Это создает своего рода постоянный гул вместо сильного взрыва. Согласно оценкам экспертов, морской вибросейс может негативно отразиться только на 10% морских обитателей.
Линди Вейлгарт считает, что попытки создать устойчивые методы разведки – абсурдны. По ее мнению, вместо поиска новых месторождений нефти и газа лучше направить средства и силы на продвижение энергетической революции.
В Российском профсоюзе моряков напоминают, что мировое судоходство впервые озадачилось проблемой шума от торгового флота в 1981 году, когда Международная морская организация выразила обеспокоенность уровнем шума и его негативным влиянием на моряков. В 2014 году ИМО приняла «Руководство по сокращению подводного шума, создаваемого торговыми судами, для преодоления его отрицательного воздействия на морскую флору и фауну». Документ затрагивает технические характеристики судов, но носит исключительно рекомендательный характер. Совершенно очевидно, приняв радикальную позицию по вопросу зашумления Мирового океана по аналогии с мерами по декарбонизации судоходства, мировое сообщество поспособствовало не только сокращению вредных выбросов в атмосферу, но и сохранению жизни в морях и океанах.
Источник hellenicshippingnews.com; перевод ЦИА РПСМ
Наверх