РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
17 октября в рамках обмена военнопленными из Украины прибыли более 70 моряков с гражданских судов. Среди них – новороссийский механик Юрий Моторин, выпускник Новороссийского высшего инженерного морского училища 1981 года. Вся его жизнь так или иначе связана с морем: советский флот, таллиннская мореходка, морской регистр, снова флот – уже подфлажный. Многое было в его карьере, ведь, по словам Юрия, «море это море». Но стать пленником на гражданском флоте и не в пиратоопасном районе – предвидеть такое было сложно.
Южная территориальная организация Российского
профессионального союза моряков встретилась с Юрием на следующий день после его
возвращения из Измаила в Новороссийск. «Долгая дорога была, тяжелая», – сказал
моряк. Он провел в Измаиле почти девять месяцев, а всего на «Волго-Балте 193» –
чуть меньше года.
– Юрий, как вы оказались на этом сухогрузе в Измаиле?
– В декабре прошлого года мне предложили сесть на судно в
Николаеве и сделать рейс на Поти. Я планировал вернуться домой к новогодним
праздникам. Приехал туда, пароход должен был быть на выходе из ремонта, но в
реальности ремонт продолжался еще месяц. Потом погрузились в Херсоне, вышли на
Поти. Там попытались пройти сдачу в регистре, но не получилось. После этого
пошли в Измаил и с начала февраля встали там на корпусный ремонт. Судно
возрастное, корпус у него, как решето.
– А потом началась
СВО?
– Я пытался уехать до 24 февраля, но портовые службы увидели
у меня в seaman’s book отметку о предыдущем списании в Севастополе – я работал
на пассажирском судне «Князь Владимир» на линии Сочи-Севастополь. Для них этого
оказалось достаточно, чтобы запретить мне сход на берег. Вроде как из-за этой
отметки я стал персоной нон грата. Остальных членов экипажа списали: нас
оставалось трое к концу февраля. Если бы я тогда настоял, если бы сразу
обратился за помощью в профсоюз и Международную федерацию транспортников (МФТ),
то мог бы вернуться до начала СВО.
– Как вы узнали о начале специальной военной операции?
– Из интернета и от местных агентов. Сначала все были
уверены, что это закончится очень быстро, и мы скоро уедем домой. Ведь мы не
одни там стояли – семь судов разных компаний. Моряки были и местные, и россияне
– со всей страны.
– Ваше положение на судне изменилось после 24 февраля?
– В целом все было нормально. Компания продолжала
осуществлять снабжение, нам поставляли продукты, воду. Выплатили зарплату
наличными, и с помощью местных коллег мы могли оплачивать сотовую связь. То
есть сказать, что какая-то паника или страх были – нет, не могу. Конечно, люди
реагируют по-разному, у каждого своя нервная система. Знаю, что на другом
пароходе парень сошел с ума из-за всего этого. Он сбежал и пытался купить
мопед, чтобы уехать на нем домой.
– Сотрудники ВСУ приходили на борт?
– Да, постоянно. Проводили беседы, пытались убедить принять
украинское гражданство. Конечно, обстановка была не из приятных, но относились
к нам по-человечески. Сейчас, читая новости, я думаю, что нам повезло вовремя
вернуться.
– Что для вас было самым сложным там?
– Неизвестность и неопределенность. К нам приезжали
представители Красного Креста, украинской Рады и ВСУ, от них была четкая
рекомендация: не сходить на берег с российскими паспортами. Но наш статус никто
нам четко назвать не мог – пленные мы или нет. Поэтому оставалось только ждать.
Приходили сообщения из офиса омбудсмена Татьяны Москальковой, что «переговорный
процесс идет», но никаких сроков не называли. А в итоге собираться пришлось за
полтора часа.
– Вы продолжите ходить в море?
– Думаю, что отойду от произошедшего и снова пойду в рейсы на
короткие расстояния. Ведь я всю жизнь в море.
Источник – ЮТО РПСМ
Наверх