РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
На борту женщины по-прежнему сталкиваются с дискриминацией, домогательствами и буллингом. Об этом говорят результаты онлайн-опроса, проведение которого инициировали Международная ассоциация женщин в судоходстве и торговле (WISTA International), судовой менеджер Anglo-Eastern Ship Management Ltd, Международная сеть социального обеспечения и помощи морякам (ISWAN) и Международная палата судоходства (ICS).
Опрос позволил собрать данные о политике, которую проводят компании в отношении домогательств и запугиваний, наличии и эффективности горячих линий, влиянии пандемии на положение женщин на судах, а также дал представление о том, что могут предпринять представители сектора для продвижения гендерного разнообразия и борьбы с предрассудками.
Проблемы на борту
В исследовании приняли участие 1128 женщин из 78 стран. Около 90% из них работают на круизных судах, остальные – на газовозах, нефтяных танкерах, контейнеровозах, сухогрузах, танкерах-химовозах, балкерах и буксирах.
Так, 60% респондентов признались, что сталкивались с гендерной дискриминацией на борту, а 66% сообщили, что коллеги-мужчины преследовали и запугивали их. Женщины отметили, что в судоходном секторе распространены физические и сексуальные домогательства – об этом заявили 25% опрошенных.
Кроме того, 34% респондентов признали, что чувствовали пренебрежение со стороны мужской части экипажа, а 29% сталкивались с притеснениями и издевательствами на борту. Некоторые женщины на судне получали непристойные предложения – 13%. Четверть респондентов признались, что сталкивались с притеснениями на борту, в том числе с фамильярными замечаниями.
Это свидетельствует о том, что проблема домогательств и запугиваний в море широко распространена. Статистические данные указывают и на то, что такого рода преступления в основном совершали мужчины – 88%, в то время как в 11% инцидентов принимали участие мужчины и женщины. В 1% в качестве обидчиков выступали только женщины.
Помимо этого в судоходном секторе распространены физические и сексуальные домогательства: 25% женщин сталкивались с подобным отношением на борту, в том числе с вмешательством в их частную жизнь, фривольным обращением и бодишеймингом. Опять же подавляющее большинство тех, кто ведет себя подобным образом, – мужчины (90%).
Политика компаний
97% участвующих в опросе женщин указали, что в их компаниях существует политика по предотвращению домогательств и запугиваний, при этом почти 60% признались, что сталкивались с той иной формой дискриминации. Отсюда можно сделать вывод о неэффективности существующих политик в отношении различных притеснений – компаниям необходимо усилить работу в этом направлении, в том числе повысить уровень осведомленности о принципах работы по борьбе с дискриминацией и строго следить за ее соблюдением на борту.
Примечательно, 80% женщин сообщили, что непосредственное начальство беседовало с ними на тему борьбы с домогательствами. Тем не менее, 60% из них подверглись преследованию на борту: эти женщины толком не знали, что делать и к кому обратиться за помощью.
В связи с этим выяснилось, что несмотря на то, что 73% опрошенных без страха и стеснения сообщали старшим офицерам о случаях притеснения, только 13% все-таки решились пожаловаться вышестоящему начальству и только 7% остались удовлетворены результатами разбирательств.
Что касается телефонов доверия, то с их помощью о преследованиях сообщили 13% пострадавших. Поэтому встает вопрос о необходимо рассмотреть вопрос об эффективности горячих линий.
Справедливое морское сообщество
Основатель WISTA India и сопредседатель Международного комитета WISTA по разнообразию Санджамом Сахи Гуптой заявила:
– Налицо острая необходимость в создании более разнообразного, инклюзивного и справедливого морского сообщества, в котором женщинам будет гарантирована уважительная атмосфера и безопасная рабочая среда. Результаты опроса свидетельствуют о неприемлемом количестве случаев дискриминации, домогательств и запугиваний на борту. Одна из лучших и наиболее эффективных стратегий с целью остановить растущее неравенство – принятие гендерно-инклюзивной политики в рамках культуры безопасного труда.
Президент WISTA International Деспина Панайоту Теодосиу отметила:
– WISTA International, действуя через свой комитет по разнообразию, прилагает все усилия для того, чтобы подчеркнуть необходимость перехода морской отрасли от равноправия к равенству. Это важное различие, потому что равенство гарантирует, что у каждого есть справедливая возможность максимально реализовать потенциал и способности в зависимости от обстоятельств. Эти принципы должны соблюдаться в море и на берегу. Цифры этого опроса должны стать тревожным сигналом для морского сообщества.
В Российском профсоюзе моряков отмечают, что существующие кампании по разнообразию и инклюзивности, которые проводят Международная морская организация (IMO), Международная федерация транспортников (ITF) и Международная палата судоходства (ICS), действительно меняют ситуацию в лучшую сторону. Эта работа способствует найму большего числа женщин на суда, однако работодатели обязаны гарантировать, что на флоте для них создана безопасная атмосфера и благоприятная почва для карьерного роста.
Источник seanews.co.uk; перевод ЦИА РПСМ
Наверх