РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Конфиденциальная программа отчетности об инцидентах, связанных с человеческим фактором – CHIRP Maritime, напоминает морякам, что в течение всего рейса ни в коем случае нельзя ослаблять бдительность. В своем новом выпуске бюллетеня по безопасности CHIRP Maritime описывает случай нарушения правил плавания в системе разделения движения (TSS).
Инцидент
После полуночи танкер с лоцманом на борту приближался к системе разделения движения судов (TSS). Осадка судна составляла 20 метров. Танкер подходил к участку международно-признанного глубоководного пути. Контейнеровоз с осадкой 14 метров, приближавшийся к той же системе разделения движения судов, передал на танкер сообщение о том, что оба судна подойдут к глубоководному участку одновременно, попросив танкер дать ему больше места.
Лоцман передал на контейнеровоз, что танкер следует по глубоководной полосе, дав указание перейти на другую полосу движения, к востоку от глубоководной полосы, и избегать обгона в этой точке. Вместо того, чтобы выйти на альтернативный путь в системе разделения движения, который расположен восточнее, контейнеровоз вышел на полосу, расположенную южнее, – против потока движения. К счастью, это не привело к каким-либо последствиям. На помощь контейнеровозу пришла Береговая охрана, которая также запросила у капитана объяснения, почему судно оказалось на встречной полосе.
Комментарий CHIRP
Каждое из судов имело возможность снизить скорость, чтобы избежать ситуации сближения при вхождении в глубоководную полосу системы разделения движения. Маловероятно, что задержка в несколько минут изменила бы время прибытия судна в следующий порт. Контейнеровоз мог свободно пройти по альтернативной полосе восточнее, но проигнорировал рекомендацию лоцмана и вышел на полосу южнее, которая являлась полосой встречного движения на этом участке.
CHIRP не удалось установить, был ли вахтенный помощник уполномочен, согласно действующим на контейнеровозе стандартным рабочим процедурам, изменить скорость или курс судна, однако в таких обстоятельствах ему следовало вызвать капитана. Замедление хода могло предотвратить сближение судов и дало бы больше времени для оценки ситуации. При приближении к участку с интенсивным движением, каким является начало полосы системы разделения движения судов, рекомендуется, если позволяет ситуация, подготовить план на случай непредвиденных обстоятельств и определить время или место, когда необходимо принять решение. В данном случае у контейнеровоза был выбор между двумя полосами разделения движения: когда стало очевидно, что танкер следует глубоководным путем, он мог выбрать альтернативную полосу, располагающуюся восточнее.
Действия контейнеровоза квалифицируются как опасные. Они противоречили международным правилам плавания в системе разделения движения судов. Следуя хорошей морской практике, судам надлежит выбирать такую полосу движения, которая совпадает с общим направлением транспортного потока и не создавать помех другим судам, которые ограничены в выборе полосы движения своей осадкой и маневренностью.
CHIRP связался с представителем компании-оператора контейнеровоза, чтобы узнать их версию событий. Так, отчет о расследовании включал в себя полную проверку навигационных действий на борту: установлено, что не соблюдались ни навигационные процедуры, ни постоянно действующие распоряжения капитана, которые включают требование вызвать капитана и дополнительно информировать системы управления движением судов в том случае, если судно намерено выйти на встречную полосу движения.
Также в отчете отмечалось ошибочное управление судном и неадекватная идентификация рисков из-за плохой ситуационной осведомленности. В связи с этим компания организовала повышение квалификации для штурманского состава всех своих судов, включая обучение управлению ресурсами мостика всех новых офицеров и регулярное повышение квалификации для действующих штурманов. Кроме того, компания увеличила частоту проверок, которые проводят капитаны портов, с акцентом на соблюдении навигационных процедур. Детали этого инцидента довели до сведения всего плавсостава, а капитаны получили указание провести групповые обсуждения этого происшествия с офицерами.
Факторы, повлиявшие на данный инцидент
Инцидент возник из-за предполагаемого дефицита времени. Если бы одно из двух судов замедлило ход, то они бы не подошли к системе разделения судов одновременно. При этом такое замедление хода не привело бы к существенной задержке в пути. При принятии решений нужно полагаться не только на пространственный фактор, но и временной – отличный навигационный навык, который нужно развивать.
Рабочая нагрузка и отвлекающие моменты являются факторами, которые вызывают опасную потерю ситуационной осведомленности. Если бы капитан был на мостике, то вахтенная команда была бы усилена опытным штурманом – тогда бы смягчилось бремя информационной нагрузки на команду мостика. Снижение скорости судна позволяет выиграть время для оценки рисков и значительно повысить ситуационную осведомленность. Но много ли найдется вахтенных офицеров, которые осмелятся самостоятельно принять решение замедлить ход?
Ни команда мостика танкера, ни другие суда на встречной полосе не предупредили контейнеровоз о том, что он движется не по своей полосе. И только спустя 15 минут это сделала Береговая охрана.
– Хорошая ситуационная осведомленность – это одна из важнейших составляющих успешного прохождения рейса, – добавляют в Российском профсоюзе моряков. – Внимание к деталям, окружающей обстановке, максимально полное представление о том, что происходит вне судна – все это необходимо, чтобы избежать возможных инцидентов. Однако иногда моряки могут что-то упустить из виду из-за усталости. Поэтому очень важно, чтобы все члены экипажа имели возможность полноценно отдыхать и восстанавливаться.
Источник safety4sea.com
Наверх