23.11.2022

Высокий риск возгораний из-за ошибки человека

CHIRP Maritime  (Конфиденциальная программа отчётности об инцидентах, связанных  с человеческим фактором)  приводит примеры реальных происшествий, которые были  связаны с утечкой топлива на борту, и демонстрируют высокий риск возгорания из-за ошибки человека.

Утечки топлива из труб высокого давления несут в себе опасность возгорания в машинном отделении. Большинство инцидентов, о которых сообщалось CHIRP, были вызваны человеческим фактором — излишней самоуверенностью и халатностью.

Инцидент 1

Судно находилось в  движении, когда экипаж заметил  незначительную утечку топлива в месте соединения цилиндра № 6 масляного насоса главного двигателя с трубопроводом высокого давления. Экипаж принял решение немедленно остановить работу главного двигателя и заменить  трубопровод высокого давления. В ходе расследования выяснилось, что разболталась накидная гайка. Причиной этого инцидента стало то, что кто-то ошибся, когда затягивал  гайку методом приложения  крутящего момента.

Инцидент 2

Судно находилось в  движении, когда экипаж заметил  утечку топлива между штуцером топливного трубопровода высокого давления  блока №8 главного двигателя и блоком управления впрыском. Судну пришлось остановить главный двигатель и заменить топливный   трубопровод высокого давления. При дальнейшем обследовании на уплотнительной поверхности снятой трубы  обнаружили  небольшие вмятины.

Для устранения утечек топлива из трубопровода высокого давления главного двигателя необходимо выполнить следующие основные действия во время их  монтажа и демонтажа:  провести тщательный осмотр  уплотнительных поверхностей, винтовых частей  трубы на обоих концах и соединяемых с ними деталей  и тщательно очистить.  

При обнаружении любых повреждений уплотнительных поверхностей их необходимо устранить с  помощью специального притирочного инструмента. Кроме того, у самого этого  инструмента  не должно быть повреждений или деформаций.

Топливный трубопровод высокого давления должен быть затянут с приложением  надлежащего крутящего момента  в соответствии с инструкциями производителя.

Во время ежедневного осмотра трубопроводов 3-й механик  заметил следы топлива  в Сепараторной, источником протечки оказался топливный нагреватель вспомогательного котла № 1. Механик устранил протечку, высушил трубопровод котла № 1 и включил  дополнительный топливный нагреватель котла № 2.

При расследования причин протечки  было установлено, что течь произошла из-за неудовлетворительного состояния прокладки, которую впоследствии заменили. Оказалось, что  поврежденная прокладка была самой обычной, хотя в этом месте должна была использоваться спиральная высокотемпературная прокладка, предназначенная специально для  высокотемпературных трубопроводных систем. Также, в ходе расследования обратили внимание на то,  что последний визуальный осмотр системы проводился  накануне вечером, и, судя по отметкам в чек-листе,  никаких проблем выявлено не было. После инцидента была проведена тщательная проверка системы трубопроводов. Дефектов и утечек не обнаружено, трубопровод находится в хорошем состоянии. Был сделан вывод, что потенциальным фактором инцидента было ненадлежащее  управление материально-техническим снабжением судна, а также некомпетентное планирование при установке оригинальной прокладки. 

Извлеченные уроки
Машинные отделения, а особенно Сепараторные, являются особо пожароопасными помещениям на борту, поэтому важно тщательно их осматривать  во время ежедневных проверок, – отмечают в Российском профессиональном союзе моряков. – Техническое обслуживание критически важных систем, таких как топливная, должно  надлежащим образом планироваться и  выполняться, а использование запчастей должно быть строго регламентировано.

Эффективное управление материально-техническим снабжением, надлежащая маркировка и контроль запасных частей на борту, а также регулярная проверка их технического состояния и пригодности к использованию, имеют важное значение в плане обеспечения безопасности.

В системах топливных  трубопроводов высокого давления должны использоваться запасные части и расходные материалы, специально предназначенные для работы в условиях высоких температур.

Важное значение имеет правильный выбор прокладок для систем высокого давления и температуры. Этот момент следует тщательно контролировать во время технического обслуживания или ремонта. Если в одном месте такого трубопровода обнаружена неподходящая прокладка или соединение, то в целях профилактики рисков полезно проверить все остальные аналогичные места в трубопроводе, чтобы убедиться в том, что там используются специально предназначенные для этих целей  спиральные высокотемпературные прокладки.

Shipowners Club отмечает, что более 50% пожаров в машинном отделении вызваны разливом  топлива, смазочного масла на горячие поверхности. Причинами утечек часто становится износ, повреждения труб или их соединительных деталей, что, в свою очередь, может быть вызвано самыми разными факторами, включая механическую  усталость, вибрации и пульсации, истирание, неправильное крепление, повреждения во время техобслуживания, неправильный ремонт, ненадлежащее затягивание деталей, материалы низкого качества.

Safety4sea.com
Перевод ЦИА РПСМ

↑ 

Наверх