РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
На днях в Адмиралтействе прошло заседание Секции по морской медицине Научно-экспертного совета Морской коллегии при Правительстве РФ. Эксперты со всей страны обсудили важные для отрасли вопросы – от состояния морской медицины в целом до подписанного накануне приказа Минздрава №714: документ касается порядка проведения медосмотров на наличие медицинских противопоказаний к работе на судах и содержит нововведение – химико-токсикологическое исследование на наличие в организме наркотических и психотропных веществ. В числе приглашенных был первый заместитель председателя Российского профсоюза моряков (РПСМ) Игорь Ковальчук. Свое выступление он посветил давно наболевшей теме – реализации требований Конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве по составу судовых аптечек.
Напомним, что КТМС обязывает обеспечить все суда судовой
аптечкой, состав которой должен определить компетентный орган и контролировать
его с учетом рекомендуемых на национальном и международном уровнях медицинских
стандартов. Однако сегодня в РФ, ратифицировавшей КТМС, отсутствуют
нормативно-правовые акты, регулирующие эти вопросы: действовавший раньше приказ
Минздравсоцразвития России утратил силу еще 30 сентября 2014 года. Необходимо
появление нового документа, соответствующего Конвенции и другим международным
рекомендациям, который утвердит требования к комплектации аптечки
лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения с учетом типа
судна, количества находящихся на его борту моряков, направления и
продолжительности рейсов, характера перевозимого груза.
В частности, рекомендуемый состав лекарственных препаратов содержит
Справочник лекарственных средств, являющийся приложением к Международному
руководству по судовой медицине. В том числе в нем содержатся наркотические и
психотропные лекарственные средства, которые могут потребоваться для оказания
первой помощи и в экстренных случаях. При этом в России есть проблема с
возможностью закупки на суда таких препаратов: у судовладельцев нет лицензии на
фармацевтическую деятельность, связанную с оборотом наркотических и
психотропных лекарственных средств, а порядок их использования на судах
отсутствует.
Таким образом существующий регламент по работе с
наркотическими препаратами не позволяет иметь эти лекарства на судах без
медицинского работника – российским законодательством их оборот привязан к
осуществлению медицинской деятельности. Хотя по сути человек, отвечающий за
медицинскую помощь, на борту есть. Так, в соответствии с КТМС на судах, где нет
врача, есть моряк, ответственный за медицинское обслуживание, назначение и
применение лекарств и прошедший курс подготовки по медицинскому уходу согласно
международным обязательствам РФ – Международной конвенции о подготовке и
дипломировании моряков и несении вахты 1978 года с поправками (Конвенции ПДНВ).
Такая подготовка, в частности, учит их обеспечивать больным или травмированным
лицам удовлетворительный уровень медицинского обслуживания в период их
вероятного нахождения на борту. Либо присутствует член экипажа, ответственный
за оказание первой медицинской помощи и прошедший соответствующее обучение.
– Сложилась парадоксальная ситуация, когда за границей наши
суда вынуждены пополнять судовую аптечку наркотическими лекарственными препаратами,
которые предназначены для эффективного обезболивания и спасения человеческой
жизни, для проверок портовых властей, а при пересечении границы с Россией,
буквально их ликвидировать, – отметил Игорь Ковальчук.
При этом страховые компании также требуют выполнения
рекомендаций Международного руководства по судовой медицине, в том числе в части
содержания судовых аптечек – в противном случае судовладельцам может быть
отказано в страховом возмещении расходов на лечение моряков.
В РПСМ уверены: по этому вопросу необходимо внесение
поправок в законодательство, в частности в Федеральный закон от 04.05.2011 №
99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и в Федеральный закон от
08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах». Кроме
того, нужно разработать порядок обеспечения морских судов наркотическими и
психотропными лекарственными средствами (получение, учет, хранение и списание),
которые должны быть согласованы с соответствующими органами контроля за
оборотом наркотических препаратов. Также следует утвердить Инструкцию по
применению лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения.
Надо сказать, что какие-то попытки внести изменения в
законодательство предпринимались. Так, в 2019 году Институт промышленной и
морской медицины разработал проект приказа Минздрава России «Об утверждении
требований к комплектации судовой аптечки», который был рассмотрен на заседании
секции № 2 «Медико-санитарные проблемы судовой и водолазной медицины»
проблемной комиссии № 6 Научно-технического совета Федерального
медико-биологического агентства (ФМБА). В нем участвовал и РПСМ. В итоге
комиссия вынесла решение о принятии проекта приказа за основу, его доработке и
последующем направлении для утверждения. Однако это так и не было реализовано.
В 2021 году ФМБА разработало
новый проект приказа, но он не нашел поддержки у Минздрава. Основные замечания
ведомства сводились к тому, что использование лекарственных препаратов
осуществляется только в рамках оказания медицинской помощи, что, в свою
очередь, составляет медицинскую деятельность, осуществляемую медицинскими
работниками и подлежащую лицензированию. И что действующим законодательством РФ
в сфере охраны здоровья не установлено понятие «первая медицинская помощь», в рамках
которой проектом предусмотрено назначение лекарственных препаратов обученным
ответственным членом экипажа судна. РПСМ в свою очередь не может согласиться с
этими замечаниями. От имени профсоюза Игорь Ковальчук выразил ФМБА и НИИ
промышленной и морской медицины благодарность за попытки сдвинуть с места
решение вопроса и обратился к Минздраву России с просьбой активизировать усилия
в этом направлении.
Обсуждались в ходе заседания секции и другие немаловажные
вопросы. Это и создание центров охраны здоровья моряков в крупных портовых
городах, и развитие водолазной медицины, и совершенствование системы
медобеспечения ВМФ, и вопросы
организации медицинской помощи морякам и членам их семей в Санкт‑Петербурге. Дискуссии вновь вызвал вопрос о реестре медицинских
организаций, которым разрешено проводить медосмотры и давать соответствующие
заключения о годности к работе на судах. По словам специалистов, такой перечень
должен быть утвержден на федеральном уровне, чтобы свести к минимуму
вероятность ошибок.
Источник – marine.org.ru и ЮТО РПСМ
Наверх