РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Нехватка моряков, особенно членов старшего комсостава, стала одной из горячо обсуждавшихся тем на прошедшей в столице Филиппин Маниле конференции Crew Connect Global. Примечательно, в то время как одни считают, что отрасль испытывает острую нехватку моряков, другие настаивают, что это абсолютно не соответствует действительности, что подтверждает ситуация на местах, третьи указывают на несоответствие спроса и предложения и неспособность судовладельцев обеспечить кадетов местами на флоте.
На открытии конференции генеральный секретарь Международной палаты судоходства (ICS) Гай Платтен подробно остановился на проблеме ожидаемой нехватки офицеров. «Согласно нашему последнему исследованию, к 2026 году дефицит составит 96 тысяч моряков. Это огромная проблема».
Переход на альтернативные виды топлива с низким и нулевым содержанием углерода еще больше усложнит ситуацию: исследования, проведенные по заказу Коалиции по справедливому энергетическому переходу в сфере морских перевозок, показывают, что к середине 2030-х годов более чем 800 тысячам специалистов потребуется пройти переподготовку или дополнительное обучение, чтобы обеспечить безопасное использование альтернативных видов судового топлива.
Крайняя нехватка разнообразия в морской среде, где женщины составляют всего 2%, была отмечена как проблема, требующая решения.
– Разнообразие уже стоит на повестке дня, актуальность этой темы будет только усиливаться. Мы должны определить, как нам действовать, и дело здесь не только в справедливости, – заявил генеральный директор Датского морского управления Андреас Нордсет.
Он подчеркнул, что чем разнообразнее рабочая сила, тем лучше для безопасности и удержания кадров.
Гай Платтен согласился с ним, назвав «позором», что только 2% рабочей силы на торговом флоте – женщины: «Мы упускаем так много высококвалифицированных кадров, а ведь цифровизация, новые технологии и все, что с этим связано, дают нам прекрасную возможность исправить ситуацию».
Участники конференции подняли еще одну тему, непосредственно связанную с нехваткой моряков, – дефицит мест на судне для курсантов. В частности, проблема остро стоит на Филиппинах, где уже долгое время наблюдается огромное несоответствие между количеством выпускников морских школ и академий и фактическим числом филиппинцев, которые когда-либо работали на судне. Так, морские учебные заведения страны ежегодно выпускают около 25-30 тысяч человек, но только около 5000 из них проходят плавпрактику и начинают работать на флоте.
В России плавпрактика – тоже наболевший вопрос. Сложная ситуация с прохождением практики во время учебы в морском вузе – одна из давних и до сих пор нерешенных задач в отрасли. Российский профсоюз моряков неоднократно привлекал внимание к этой проблеме. По мнению РПСМ, решить ее можно либо постройкой новых УПС, либо подписанием договоров о сотрудничестве между российскими учебными заведениями и отечественными судоходными компаниями. «Отрасль должна понимать, что без практики невозможно подготовить хорошего специалиста», – считают в профсоюзе.
Президент и главный исполнительный директор Magsaysay People Resources Corp Марлон Роно отметил: «Это действительно большая проблема практически во всем мире, и одна из ее причин заключается в том, что немногие работодатели охотно берут кадетов». При этом он привел в пример политику японских компаний, согласно которой каждое судно должно брать двух кадетов, а если это условие не выполняется, то взимается штраф – деньги идут в фонд обучения моряков». Таким образом, японцам выгоднее взять курсантов.
Выступавший на конференции генеральный секретарь ассоциации судовых менеджеров InterManager, капитан Куба Шимански сказал, что не верит в нехватку моряков, пояснив, что в условиях капитализма при дефиците всегда растет цена: «Где вы видите рост зарплат тружеников флота, кроме сектора СПГ-перевозок? Извините, но его нет или он крайне незначительный – 1-2%. Если вам нужны моряки, дайте мне знать – наши членские организации будут рады помочь нанять членов экипажей разных национальностей – их много. Никакого дефицита нет».
Источник seatrade-maritime.com; перевод ЦИА РПСМ; фото ISWAN
Наверх