06.12.2022

Рабский труд на роскошных лайнерах

Одни из самых дорогих современных круизных лайнеров  в мире – MSC World Europe, MSC Opera и MSC Poesia – на время проведения чемпионата мира по футболу в Катаре пришвартовались в порту Дохи. В их роскошных каютах остановились жены и подруги членов известных сборных команд и многие состоятельные болельщики. Однако в то время как гости наслаждаются великолепием и ослепительной роскошью – стоимость пакетных предложений по проживанию на борту доходит до 6000 фунтов стерлингов, владелец и оператор судов, компания MSC Cruises, находится под следствием Международного уголовного суда (МУС) по вопросу использования рабского труда на борту своих лайнеров. В частности, компания обвиняется в эксплуатации кубинских членов персонала.

Расследование по этому поводу в течение последних пяти лет ведет базирующаяся в Испании правозащитная организация Prisoners Defenders. В эксплуатации кубинских работников обвиняют два лайнера – MSC Opera и MSC Poesia. Сенсационные обвинения стали известны, когда Prisoners Defenders направила в адрес МУС подробное досье, содержащее показания и другие свидетельства более тысячи кубинских работников о том, как с ними обращаются на борту лайнеров  MSC и в других отраслях по всему миру.

Среди прочего, например, кубинцы утверждают, что получали только 20% от своей зарплаты, а все остальное уходило коммунистическому правительству Кубы, остро нуждающемуся в пополнении своих валютных резервов. Кроме того, по их словам, сотрудники MSC забрали у них паспорта.

В общем счете кубинский персонал круизных лайнеров должен был работать не менее 40 часов в неделю. В  досье Prisoners Defenders содержатся показания бывшего работника лайнера MSC, которому платили £357 в месяц, из которых кубинское правительство получало £275. Базовая ставка другого сотрудника составляла £287, из них £229 доставались кубинскому государству.

В материалах дела, копия которого была также передана в ООН, говорится: «Потерпевшие заявляют, что работа в MSC Cruises стала для них продолжением репрессий кубинского режима». Кроме того, утверждается, что в ходе расследования правозащитники установили, что филиппинский персонал на лайнерах MSC получал зарплату с 80% удержанием, а также что их «нещадно эксплуатировали и обращались с ними отвратительным образом», заставляя выполнять самую черную работу в подпалубных помещениях.

Об имеющихся проблемах известно не только со слов участников: среди документов, переданных в МУС, есть контракты с кубинским персоналом MSC, в которых говорится, что до 80% их заработной платы может быть удержано. Компания нанимала кубинский персонал через государственное агентство Selecmar в Гаване, которое трудоустраивает в различные отрасли за рубежом тысячи кубинских граждан. Сообщается, что ориентировочно это приносит правительству Кубы до $8 млрд в год и является основным источником ее валютных доходов.

«Почему компании, в отношении которой МУС расследует дело о нарушении прав человека, позволено быть причастной к чемпионату мира и получать от этого прибыль? – возмутился Хавьер Ларрондо, директор Prisoners Defenders. – Я уверен, что большинство богатых, известных людей и простых болельщиков, живущих сейчас на борту этих лайнеров, не в курсе методов работы MSC».

MSC в свою очередь утверждает, что больше не осуществляет наем кубинских работников, но признает, что перечисляла часть их зарплаты кубинским властям, поскольку это было их «законным требованием».

В заявлении компании говорится следующее: «Нам известно о досье, собранном Prisoner Defender, которое, по сути, направлено против применяемых кубинским правительством методов управления заработной платой кубинского персонала, а не против круизных линий вообще или компании MSC Cruises в частности. В досье выдвигаются какие-то экстраординарные обвинения в отношении нашего поведения, которые мы полностью отвергаем. Как и всем судоходным компаниям, которые осуществляют свою деятельность на Кубе, чего мы больше не делаем, нам приходилось нанимать кубинских членов экипажа через агентство Selecmar, поскольку таково было требование местных властей. В то время как мы всегда выплачивали полную заработную плату каждому, кто когда-либо работал на борту любого из наших судов, местные правила предполагали, что часть этой суммы перечислялась кубинским властям для дальнейшего распределения среди семей кубинских членов экипажа».

В ответ на обвинения в несправедливом обращении с филиппинскими работниками компания признала, что выплачивала определенный процент от их зарплаты «через агентства по трудоустройству» и так же поступает сейчас. «Это абсолютно стандартная практика в определенных юрисдикциях, и мы всегда будем соблюдать юридические требования стран, из которых мы набираем персонал, а также обеспечим ему достойные условия труда и конкурентоспособную зарплату».

Отметим, что на борту MSC World Europe не менее шести бассейнов, 14 джакузи с видом на океан, 200-метровый променад, а также самая высокая из всех существующих на лайнерах горка под названием The Venom Drop – ее высота 75 метров, она проходит через 11 палуб. 2633 каюты вмещают 6762 гостей. MSC Opera – круизный лайнер 2004 года постройки вместимостью 2700 пассажиров. Он прошел капитальный ремонт в 2015 году. На судне, помимо собственного торгового центра, есть множество других развлекательных объектов. MSC Poesia вмещает 3000 пассажиров, на официальном сайте он описывается как элегантный лайнер с бассейнами и роскошными барами. Во время чемпионата мира стоимость самой дешевой каюты на одном из трех круизных судов MSC, стоящих в порту Дохи, составляет около 400 фунтов стерлингов (более 30 тысяч рублей) за ночь, причем  бронировать их можно минимум на две ночи.

«Нет никаких сомнений в том, что жены и подруги игроков и болельщики со всего мира прекрасно проведут время на роскошных лайнерах MSC. Однако я надеюсь, что теперь они передумают. Судебное разбирательство в отношении компании MSC, которая причастна к ЧМ – еще одна печальная глава в истории этого чемпионата, омраченного скандалами, связанными с эксплуатацией и нарушениями прав человека, –  отмечает Ларрондо. – Это не то, с чем должен ассоциироваться футбол».

Напомним, что Конвенция 2006 года о труде в морском судоходстве гласит: принцип равного вознаграждения за равноценный труд должен применяться ко всем морякам, занятым на одном судне, без какой-либо дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, вероисповедания, политических взглядов, национальной принадлежности или социального происхождения. В Российском профессиональном союзе моряков уверены: судовладельцы должны придерживаться этих принципов, а любые нарушения, если они действительно были допущены, необходимо расследовать и пресекать.

По материалам nybreaking.com, фотография – Википедия

Перевод ЦИА РПСМ

↑ 

Наверх