РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Одни из самых дорогих современных круизных лайнеров в мире – MSC World Europe, MSC Opera и MSC
Poesia – на время проведения чемпионата мира по футболу в Катаре
пришвартовались в порту Дохи. В их роскошных каютах остановились жены и подруги
членов известных сборных команд и многие состоятельные болельщики. Однако в то
время как гости наслаждаются великолепием и ослепительной роскошью – стоимость
пакетных предложений по проживанию на борту доходит до 6000 фунтов стерлингов,
владелец и оператор судов, компания MSC Cruises, находится под следствием
Международного уголовного суда (МУС) по вопросу использования рабского труда на
борту своих лайнеров. В частности, компания обвиняется в эксплуатации кубинских
членов персонала.
Расследование по этому поводу в течение последних пяти лет
ведет базирующаяся в Испании правозащитная организация Prisoners Defenders. В
эксплуатации кубинских работников обвиняют два лайнера – MSC Opera и MSC
Poesia. Сенсационные обвинения стали известны, когда Prisoners Defenders направила
в адрес МУС подробное досье, содержащее показания и другие свидетельства более тысячи
кубинских работников о том, как с ними обращаются на борту лайнеров MSC и в других отраслях по всему миру.
Среди прочего, например, кубинцы утверждают, что получали
только 20% от своей зарплаты, а все остальное уходило коммунистическому
правительству Кубы, остро нуждающемуся в пополнении своих валютных резервов.
Кроме того, по их словам, сотрудники MSC забрали у них паспорта.
В общем счете кубинский персонал круизных лайнеров должен был
работать не менее 40 часов в неделю. В досье Prisoners Defenders содержатся показания
бывшего работника лайнера MSC, которому платили £357 в месяц, из которых
кубинское правительство получало £275. Базовая ставка другого сотрудника составляла
£287, из них £229 доставались кубинскому государству.
В материалах дела, копия которого была также передана в ООН,
говорится: «Потерпевшие заявляют, что работа в MSC Cruises стала для них
продолжением репрессий кубинского режима». Кроме того, утверждается, что в ходе
расследования правозащитники установили, что филиппинский персонал на лайнерах
MSC получал зарплату с 80% удержанием, а также что их «нещадно эксплуатировали
и обращались с ними отвратительным образом», заставляя выполнять самую черную
работу в подпалубных помещениях.
Об имеющихся проблемах известно не только со слов
участников: среди документов, переданных в МУС, есть контракты с кубинским
персоналом MSC, в которых говорится, что до 80% их заработной платы может быть
удержано. Компания нанимала кубинский персонал через государственное агентство
Selecmar в Гаване, которое трудоустраивает в различные отрасли за рубежом тысячи
кубинских граждан. Сообщается, что ориентировочно это приносит правительству
Кубы до $8 млрд в год и является основным источником ее валютных доходов.
«Почему компании, в отношении которой МУС расследует дело о
нарушении прав человека, позволено быть причастной к чемпионату мира и получать
от этого прибыль? – возмутился Хавьер Ларрондо, директор Prisoners Defenders. –
Я уверен, что большинство богатых, известных людей и простых болельщиков,
живущих сейчас на борту этих лайнеров, не в курсе методов работы MSC».
MSC в свою очередь утверждает, что больше не осуществляет
наем кубинских работников, но признает, что перечисляла часть их зарплаты
кубинским властям, поскольку это было их «законным требованием».
В заявлении компании говорится следующее: «Нам известно о
досье, собранном Prisoner Defender, которое, по сути, направлено против
применяемых кубинским правительством методов управления заработной платой
кубинского персонала, а не против круизных линий вообще или компании MSC
Cruises в частности. В досье выдвигаются какие-то экстраординарные обвинения в
отношении нашего поведения, которые мы полностью отвергаем. Как и всем
судоходным компаниям, которые осуществляют свою деятельность на Кубе, чего мы
больше не делаем, нам приходилось нанимать кубинских членов экипажа через
агентство Selecmar, поскольку таково было требование местных властей. В то
время как мы всегда выплачивали полную заработную плату каждому, кто когда-либо
работал на борту любого из наших судов, местные правила предполагали, что часть
этой суммы перечислялась кубинским властям для дальнейшего распределения среди
семей кубинских членов экипажа».
В ответ на обвинения в несправедливом обращении с
филиппинскими работниками компания признала, что выплачивала определенный
процент от их зарплаты «через агентства по трудоустройству» и так же поступает
сейчас. «Это абсолютно стандартная практика в определенных юрисдикциях, и мы
всегда будем соблюдать юридические требования стран, из которых мы набираем
персонал, а также обеспечим ему достойные условия труда и конкурентоспособную
зарплату».
Отметим, что на борту MSC World Europe не менее шести
бассейнов, 14 джакузи с видом на океан, 200-метровый променад, а также самая
высокая из всех существующих на лайнерах горка под названием The Venom Drop –
ее высота 75 метров, она проходит через 11 палуб. 2633 каюты вмещают 6762
гостей. MSC Opera – круизный лайнер 2004 года постройки вместимостью 2700
пассажиров. Он прошел капитальный ремонт в 2015 году. На судне, помимо
собственного торгового центра, есть множество других развлекательных объектов.
MSC Poesia вмещает 3000 пассажиров, на официальном сайте он описывается как
элегантный лайнер с бассейнами и роскошными барами. Во время чемпионата мира
стоимость самой дешевой каюты на одном из трех круизных судов MSC, стоящих в
порту Дохи, составляет около 400 фунтов стерлингов (более 30 тысяч рублей) за
ночь, причем бронировать их можно
минимум на две ночи.
«Нет никаких сомнений в том, что жены и подруги игроков и
болельщики со всего мира прекрасно проведут время на роскошных лайнерах MSC.
Однако я надеюсь, что теперь они передумают. Судебное разбирательство в
отношении компании MSC, которая причастна к ЧМ – еще одна печальная глава в
истории этого чемпионата, омраченного скандалами, связанными с эксплуатацией и
нарушениями прав человека, – отмечает
Ларрондо. – Это не то, с чем должен ассоциироваться футбол».
Напомним, что Конвенция 2006 года о труде в морском
судоходстве гласит: принцип равного вознаграждения за равноценный труд должен
применяться ко всем морякам, занятым на одном судне, без какой-либо
дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, вероисповедания, политических
взглядов, национальной принадлежности или социального происхождения. В
Российском профессиональном союзе моряков уверены: судовладельцы должны придерживаться
этих принципов, а любые нарушения, если они действительно были допущены,
необходимо расследовать и пресекать.
По материалам nybreaking.com, фотография – Википедия
Перевод ЦИА РПСМ
Наверх