07.12.2022

За огневыми работами – надлежащий контроль

Среди связанных с пожарами на судах происшествий, анализ которых приводится в бюллетене по безопасности страхового клуба Swedish Club, описывается эпизод, причиной которого стали огневые работы. Инцидент произошел на контейнеровозе – судно стояло на рейде в ожидании разрешения на заход в порт. 

Так, старший помощник капитана решил отремонтировать направляющие ячеек в грузовом трюме. Моторист-газоэлектросварщик и матрос 1 класса стали готовиться к сварочным работам. Перед началом операции моряки оценили риски и получили разрешение на выполнение задания. Согласно разрешению, огнетушители находились на штатных местах, а матроса назначили наблюдателем. За работой также следил старпом. 

Через некоторое время моторист-ГЭС, почувствовав запах жженой резины, увидел, что горит контейнер с открытым верхом, накрытый брезентом. Внутри лежали шины, деревянные доски и различные механизмы, а неподалеку от контейнера находилась пара баллонов с кислородом и ацетиленом. Старпом приказал покинуть грузовой трюм, передав на мостик информацию о возгорании. На судне объявили общую тревогу – пожарная команда приступила к охлаждению границ возгорания. Сильное задымление и высокая температура не позволили морякам приблизиться к очагу, поэтому капитан решил направить в трюм CO2 – пожар удалось потушить.

Извлеченные уроки

Многие грузы могут легко загореться от непотушенной сигареты или сварочной искры, поэтому за огневыми работами должен осуществляться должный контроль. Конечно, следить за курильщиками может быть трудно, особенно когда на борту работают стивидоры, но разрешения на огневые работы нужно выдавать не просто для галочки, а с особой внимательностью и соблюдением всех правил. 

Важно помнить, что после возгорания некоторые навалочные грузы могут долго тлеть, даже если перекрыть доступ кислорода в трюм и заполнить его CO2. Это часто объясняется наличием остаточного кислорода, который впитывает в себя груз, а также наличием воздуха в пустотах в груза, например, между гранулами. В случаях длительного тления единственным решением может оказаться выгрузка части или всего груза.

– По следам этого инцидента становится очевидно, что разрешение на огневые работы существует для обеспечения безопасности экипажа и судна, – добавляют в Российском профсоюзе моряков. 

Источник safety4sea.com; перевод ЦИА РПСМ


↑ 

Наверх