РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
По данным Allianz Global Corporate & Specialty (AGCS), несмотря на более широкую долгосрочную тенденцию к повышению безопасности в мировой судоходной отрасли, ряд факторов приводит к еще большим страховым случаям в отрасли. Пожар и взрыв в настоящее время являются наиболее дорогостоящим фактором убытков, обгоняя затопление и столкновения. Распространенной проблемой является неправильное декларирование или не декларирование опасных грузов. Из анализа AGCS более 240 000 отраслевых претензий за последние пять лет с приблизительной стоимостью 9,2 миллиарда евро пожары составили 18% от стоимости проанализированных морских претензий.
Количество пожаров на борту крупных судов значительно увеличилось за последние годы, с чередой инцидентов, связанных с возгоранием грузов и взрывами, которые трудно потушить и которые могут легко привести к полной гибели судна, трагическим человеческим жертвам и ущербу для окружающей среды. AGCS также отметила недавнюю тенденцию к угрозе, которую представляют литий-ионные батареи в электромобилях или грузы, которые неправильно хранятся, обрабатываются или транспортируются. Пожары литий-ионных аккумуляторов и электромобилей горят более яростно, их трудно потушить, и они способны спонтанно возгораться через несколько часов или даже дней после того, как их потушили.
«Потери при доставке за последнее десятилетие могли сократиться более чем вдвое (общие потери на 54% на конец 2021 г. по сравнению с 127% на конец 2012 г., согласно обзору безопасности и судоходства AGCS за 2022 г.), но они остаются одной из самых больших проблем безопасности для отрасли», — сказал капитан Рахул Ханна, глобальный руководитель отдела консультирования по морским рискам в AGCS. — «Потенциальные опасности, которые представляет транспортировка литий-ионных аккумуляторов, если они не хранятся или не обрабатываются должным образом, только усиливают эти опасения, и мы уже видели ряд инцидентов».
Затраты на спасение и удаление обломков уже давно растут, но инфляция в настоящее время усугубляет существующие тенденции, приводя к более высоким претензиям, при этом более высокие цены на сталь и запасные части и рост затрат на рабочую силу влияют на претензии по ремонту корпуса и поломке оборудования.
«Мы видим, что в контейнерах отгружается больше дорогостоящих товаров, а средняя стоимость товаров растет с инфляцией», — продолжил Ханна. — «Нередко можно увидеть один контейнер стоимостью 50 миллионов долларов или более для дорогостоящих грузов, таких как фармацевтические препараты. Эти дорогостоящие грузы нуждаются в дополнительных мерах по снижению риска, таких как GPS-трекеры и датчики, которые, например, обеспечивают мониторинг в режиме реального времени температуры, воздействие влаги и света. Клиентам, возможно, придется скорректировать свои страховые и полисные лимиты, или они рискуют быть застрахованными недостаточно — мы уже видели претензии по дорогостоящим контейнерным грузам, когда интерес к грузу был застрахован на сумму до 20 миллионов долларов».
Поврежденные товары, в том числе груз, являются наиболее частой причиной претензий, при этом колебания температуры, кража груза и неподходящие транспортные контейнеры помечаются как проблемные области, по данным AGCS. По словам Режиса Брудена, глобального руководителя отдела морских претензий в AGCS, страховой рынок выплатил несколько страховых случаев, связанных с большими перепадами температур и возгоранием, связанными с поставками фармацевтических препаратов. «Стоимость грузов заметно выросла за последний год. Недавно мы стали свидетелями пожара на судне с грузом на сумму 73 млн долларов США всего за одну перевозку. Это тревожная тенденция для морских андеррайтеров». Цикл пандемического бума контейнерных перевозок также повлиял на претензии по грузам. Глобальная нехватка транспортных контейнеров привела к тому, что некачественные и поврежденные контейнеры выкупаются обратно в пользование. По данным AGCS, ухудшение экономической ситуации и более высокая стоимость жизни могут иметь последствия для будущих исков о кражах и гражданских беспорядках. «Мы всегда видели потери груза из-за дефектных контейнеров, например, из-за попадания воды. Но если мы увидим, что множество некачественных контейнеров будет снова использоваться, результатом может стать более высокая частота потерь в ближайшие месяцы», — сказал капитан Нитин Чопра, старший консультант по морским рискам в AGCS.
В последние годы в судоходной отрасли выявились серьезные сбои в цепочках поставок: ряд морских происшествий, стихийных бедствий, кибератак и пандемия Covid-19 вызвали серьезные задержки в судоходстве и портах. Дальнейшие сбои также были вызваны заторами, нехваткой рабочей силы и ограниченной вместимостью контейнеров, —отмечают в Российском профессиональном союзе моряков. «Тенденция к более крупным судам также помогает увеличить риски цепочки поставок», — рассказал Чопра. — «Большие суда, хотя и более эффективны, требуют портовой инфраструктуры и логистической поддержки, которые являются более сложными и специализированными, чем традиционные перевозки. Кроме того, на борту крупных контейнеровозов и в крупных портах существует более высокая концентрация грузового риска, поэтому любой инцидент может одновременно затронуть большие объемы грузов и компаний. Порты также все больше зависят от технологий, где сбой или кибератака могут привести к серьезным последствиям. Коммерческое давление уже является фактором, способствующим многим потерям, вызванным неправильным принятием решений. В настоящее время нагрузка на суда и экипаж очень высока. Реальность такова, что у некоторых может возникнуть соблазн проигнорировать проблемы или пойти по короткому пути, что может привести к будущим потерям».
По данным AGCS, изменение климата будет все больше влиять на требования по морскому страхованию, с более экстремальными погодными явлениями и новыми рисками, связанными с переходом на нулевой нетто. Согласно анализу AGCS, стихийные бедствия уже были пятой по величине причиной претензий по морскому страхованию как по частоте, так и по серьезности за пятилетний период, закончившийся в декабре 2021 года. Экстремальные погодные условия и стихийные бедствия в прошлом способствовали ряду крупных потерь, связанных с гибелью судов и повреждением грузов — экстремальные погодные условия стали причиной не менее 25 % от общего числа потерь судов, зарегистрированных только в 2021 году. Погода также повлияла на недавнее увеличение количества потерянных в море контейнеров.
Между тем усилия по декарбонизации судоходной отрасли также повлияют на морские претензии в будущем. AGCS отмечает, что ключевым фактором риска будет переход на альтернативные виды топлива, которые могут включать сжиженный природный газ, зеленый водород и метанол, а также суда с электрическим и ветровым приводом. Однако внедрение новых технологий и методов работы может привести к новым рискам или неожиданным последствиям. Поломка оборудования уже является значительным источником претензий по морскому страхованию, занимая четвертое место по частоте и стоимости за последние пять лет. Страховая отрасль уже столкнулась с рядом заявлений о поломке оборудования и загрязненном топливе, связанных с введением мазута с низким содержанием серы в соответствии с IMO 2020, которое было введено для сокращения выбросов оксида серы, поскольку судовое топливо и бункеровка становятся все более сложными.
Перевод ЦИА РПСМ
Наверх