РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Такая тенденция наблюдается в Гвинейском заливе: преступники переключают внимание с нападений на торговые суда на хищение нефти и незаконный рыбный промысел – мировому сообществу необходимо сохранять бдительность. Помощник генерального секретаря Департамента по политическим вопросам и вопросам миростроительства ООН Марта Поби, представляя доклад генерального секретаря о пиратстве в Гвинейском заливе, предупредила, что новые обстоятельства потребуют более активной реакции не только со стороны региона, но и международных партнеров. «Пиратские группировки приспосабливаются к меняющейся динамике в море и прибрежных районах. В этом отношении недавнее снижение числа случаев пиратства может быть отчасти связано с переходом к другим преступлениям – например, краже нефти, которая, вероятно, считается менее рискованной и более прибыльной», – сказал она.
Действительно, в Нигерии наблюдается беспрецедентный всплеск крупномасштабных случаев хищения нефти и взломов нефтетрубопроводов, в результате чего нефтяной промышленности страны наносится огромный ущерб. Нефтедобыча в августе и сентябре упала ниже одного миллиона баррелей в сутки – самого низкого за последние десятилетия. Расследование, проведенное сенатом страны, установило, что широко распространившиеся случаи хищений нефти привели к тому, что Нигерия потеряла более $2 млрд за первые восемь месяцев этого года.
На этом фоне в Гвинейском заливе, когда-то бывшем очагом морского пиратства, зафиксировано резкое снижение числа инцидентов с участием судов. Нельзя отрицать, что сдерживающим фактором стали согласованные усилия национальных властей при поддержке региональных и международных партнеров, действующих на суше и в море. Такие меры как морское патрулирование, развертывание военно-морских сил, расширенная координация, а также привлечение к уголовной ответственности преступников привели к снижению количества атак, направленных на торговые суда и экипажи. В отчете Международного морского бюро, опубликованном в прошлом месяце, говорится, что количество случаев пиратства и вооруженного ограбления в мире достигло самого низкого уровня с 1992 года. Однако расслабляться нельзя: из 90 инцидентов, зарегистрированных за первые девять месяцев 2022 года, 13 произошли в районе Гвинейского залива.
В своем докладе Марта Поби отметила, что в связи с меняющейся динамикой преступной деятельности в регионе государствам и их региональным и международным партнерам необходимо активизировать усилия по обеспечению безопасности в Гвинейском заливе, как это предусмотрено Кодексом поведения Яунде, подписанным в 2013 году. Кодекс, который приближается к своему десятому юбилею, способствует обмену информацией и отчетами, перехвату подозрительных судов, задержанию и судебному преследованию преступников, обеспечению безопасности на море и определению ответственности государств за патрулирование районов якорных стоянок судов. Кроме того, часть недавних мер по ведению скоординированной борьбы против пиратской организованной преступности включает подписание соглашения о создании Многонационального морского координационного центра, охватывающего Кабо-Верде, Гамбию, Гвинею-Бисау, Мали и Сенегал и ответственного за проведение морских учений с участием 17 из 19 стран, граничащих с Гвинейским заливом.
В Российском профсоюзе моряков отмечают, что несмотря на уменьшение количества атак на торговые суда и меняющуюся тенденцию пиратства, воды Западной Африки остаются опасными. Поэтому членам экипажей нужно с осторожностью относиться к рейсам через этот регион и принимать все необходимые защитные меры, информацию о которых в частности можно почерпнуть в «Наиболее эффективных методах повышения безопасности на море для судов и моряков у побережья Западной Африки, включая Гвинейский залив» (BMP WA).
– Работать или нет в пиратоопасных зонах – каждый решает сам, – добавляют в РПСМ. – Если на судне есть коллективный договор, заключенный между профсоюзом – членской организацией Международной федерации транспортников (МФТ) – и работодателем, то член экипажа вправе отказаться от рейса, пролегающего через официально признанную зону высокого пиратского риска. Каждый моряк, который все же готов работать в этих водах, согласно условиям соглашения получит бонус или компенсацию в слуаче потереи трудоспособности или смерти получит семья.
Источник maritime-executive.com; перевод ЦИА РПСМ; фото dryadglobal.com
Наверх